Советский плакат
Советский плакат появился еще в начале прошлого века. Своим созданием он обязан Гражданской войне, ведь именно в то время он и для всех стал ярчайшим символом и сопровождением революции пролетариата и коммунистической партии. Он нес в себе идеи свободы и справедливости.
Почему, собственно, возникла необходимость в плакатах? В революционное время выпускать газеты просто не было ни времени, ни средств, поэтому им нашли достойную и простую замену – плакат. Он предельно понятен, содержал энергичный, емкий, яркий текст и характерное изображение. Он призывал к действиям. А главное – плакат был принят обычными людьми. Так называемые «Окна РОСТА» пользовались необычайным спросом на всех фронтах наравне с провизией, оружием и медикаментами. Плакатами оклеивались все здания городов и сел. Они представлялся некоторым видом оружия – меткое слово лозунгов жгло врага и защищало идеи, и это слово, порой, было единственно верным и сильным оружием, которому нечего было противопоставить.
Первыми создателями плакатов считаются Д.Моор, В.Маяковский, М.Черемных и В.Дени. Каждый из них создавал свои собственные индивидуальные типы плакатов с характерными приемами и средствами выразительности. Маяковский переводил фронтовые телеграммы в поэзию и рисовал к ним зарисовки. Плакаты Дени знамениты своей яркой сатирой, высмеивающей капиталистов и политиков. Черемных также известен как активный деятель и создатель метких революционных лозунгов. Многие плакаты тех лет брались за основу современных, а, пожалуй, самый популярный оригинальный плакат Моора с красноармейцем на фоне фабрик и заводов и лозунгом «А ты записался добровольцем?» знают многие и в наши дни.
Для многих людей плакаты становились настоящими вестями с фронта. Присланные письма и телеграммы растаскивались людьми на свежие цитаты, которые, в свою очередь, становились очередными лозунгами. Сотни плакатов копировали вручную, и ими обклеивали витрины магазинов, дома, заборы.
Однако, думать, что плакаты – это исключительно революционное оружие было бы неправильно. Также они активно использовались в годы первых пятилеток, поднимая словом великие идеи и планы социализма. Плакаты были очень распространены на стройках, в колхозах, на крупных промышленных предприятиях и заводах, словом, везде, где был рабочий народ. Плакат был отражением их жизни и происходящих в ней перемен. Поэтому сегодня, просматривая старые плакатные страницы, складывается стойкое ощущение, будто читаешь неподдельную историю страны.
В годы Великой Отечественной войны плакат берет на себя новую функцию – поднимать боевой дух страны против интервентов. В это время созданы многие выдающиеся работы: «Родина-мать зовет!» художника Тоидзе, «Воин Красной армии, спаси!» Корецкого, «За Родину!» Кокорекина, «Красная армия несет освобождение» Шмаринова. Все эти плакаты изображали ужасы войны: дома, охваченные огнем, измотанные женщины с плачущими детьми на руках, раненные бойцы, отдающие свои жизни во имя отчизны, сцены боя, в которых появлялись новые герои великой страны, мерзкие фашисты, отбирающие жизни у стариков и детей. Особого внимания заслуживает плакат Голованова, созданный им уже в конце военных действий. На нем изображен советский солдат на фоне берлинского рейхстага. Но что это был за солдат – это был герой, прошедший все ужасы войны и выживший, благодаря своей доблести и отваге. В этом плакате был использован знаменитый лозунг, ставивший ярчайшую точку в тяжелом военном походе, затянувшемся на пять лет, - «Дошли!», и в этом слове было все то, о чем думал каждый современник тех событий.
За время войны 1941-1945 годов плакаты прочно вошли в использование. Тысячи созданных за эти годы листовок облетали всю страну многомиллионными тиражами. К этому времени они поменяли свое название и стали называться «Окнами ТАСС».
Послевоенное устройство местами полностью разрушенной страны потребовало от плакатов новых идей. Яркие, емкие, выразительные листовки снова начали появляться на целине, на заводах, на строительных площадках новостроек. Подобные плакаты служили двум целям: поднимали рабочий энтузиазм и способствовали выполнению сроков и планов коммунистической партии.
К 50-м годам художественный и стилистический стиль плакатов был окончательно сформирован. Советский плакат стал лаконичным, выразительным и цепляющим. Его должны были замечать все, даже спешащие по своим делам люди, успевали бросить взгляд на плакат. Обычно на плакате изображали одного-двух человек в характерных для этого вида работ четких позах и жестах. Плакат отличали четкость силуэтов главных действующих лиц, яркие цветовые оттенки, усиливающие эксцентричность изображения. Плакат был не просто яркой картинкой, он старался передать характер, психологию, идеи советского человека, которому художники уделяли особое внимание.
После завершения войны плакат немного изменил свою тематику и стал пропагандировать мир и дружбу народов. На эту тему создавали интереснейшие работы такие художники, как В.Говорков, Н.Трещенко, О.Савостюк, и даже Б.Успенский.
В середине прошлого века начал приобретать популярность новый вид плаката – киноплокат, прообраз современных афиш. Лучшими мастерами киноплаката по праву считаются В.Кононов, М.Хейфиц, Б.Зеленский. Их плакаты – это простые, но зрелищные анонсы выходящих в прокат фильмов или ставящихся спектаклей. Здесь плакат был призван отобразить суть картины и постановки, рассказать о главных художественных образах, идеях режиссера. Такие работы советских мастеров не раз принимали участие в различных международных конкурсах и даже занимали призовые места.
За всю свою долгую историю советский плакат всегда был одним из самых насущных и востребованных печатных изданий. Он отражал свое время и происходящие в нем события. Он призывал к миру. Плакат поддерживал в нелегкие военные времена и нес советским людям идеи социализма.
|
|