Левитан
Вечер на Волге (1888)
Времена суток
Среди времен суток у Левитана тоже было любимое - это вечер. Мы найдем у него немало утренних и дневных пейзажей, но простой
подсчет доказывает, что наше утверждение, касающееся его особенной привязанности к вечеру, верно. При этом само душевное
переживание вечера у художника менялось на протяжении жизни. На рубеже 1880-90-х г вечерняя пора ассоциировалась в его
произведениях с моментом максимальной "проявленности" форм,
тишины и ясности, яркий пример такого вечернего пейзажа - "Вечер на Волге" (вверху). В конце 1890-х годов левитановский вечер
превращается в почти символистские сумерки; такой подход к изображению, как бы "смазывая" внешний образ мира, позволяет художнику
исследовать характерную для символизма оппозицию ("внешняя обманчивость" и "несказанное, тайное"), проникнуть в закрытую для
автоматического, инерционного взгляда глубину. Впрочем, и в конце жизни Левитан иногда создавал иные вечерние пейзажи, напоминающие
о его мажорном периоде, - к ним относится картина "Летний вечер", 1900 (на след. стр.).
Назад | К списку картин | Биография | Продолжение |