И. К. Айвазовский
В России - это одно из любимейших произведений отечественной живописи, растиражированное в миллионах (если не миллиардах)
экземпляров репродукций. Причем огромная популярность пришла к нему сразу же после его первого показа широкой публике,
состоявшегося осенью 1850 года в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Поток людей, желавших тогда взглянуть
на "Девятый вал", не иссякал, многие ходили смотреть его по несколько раз, и это чем-то напоминало случившееся шестнадцатью
годами раньше паломничество к "Последнему дню Помпеи" Брюллова. Вообще, Брюллова не случайно записывают в прямые учителя
Айвазовского, хотя в Академии последний посещал совсем другую мастерскую. Многое роднит этот шедевр с брюлловской "Помпеей" -
обе эти картины явили собой высший расцвет романтизма в русском изобразительном искусстве. Вскоре пришли другие времена, когда
"страсти роковые" перестали пользоваться популярностью, уступив место "правде жизни". Айвазовскому немало досталось от новейшей
критики, но даже ее апологет, В. Стасов, неизменно признавал, что "маринист Айвазовский по рождению и по натуре своей был художник
совершенно исключительный".
В приснопамятные времена господства социальной критики (и социального искусствоведения в том числе),
придумавшей деление романтизма на романтизм реакционный и романтизм прогрессивный, не однажды предпринимались попытки истолковать
"Девятый вал" как политическую аллегорию. При этом вспоминалась и волна революций, в 1848 году пронесшаяся над Европой, и общее
"похолодание" российской жизни в конце 1840-х годов, и безвременная смерть Белинского, с большой симпатией относившегося к
творчеству Айвазовского, и итальянские события... Впрочем, все было шито белыми нитками, и автор "Девятого вала" к этим
построениям, по большому счету, не имеет никакого отношения.
Он не играл в аллегорические игры, а просто был влюблен в стихию, в шторм, в бурю. Морскую бурю он - человек,
всю жизнь проживший рядом с морем, - знал не понаслышке. Любопытно одно признание живописца. В 1844 году корабль, на котором он
плыл из Англии в Испанию, попал в страшный шторм - после этого в европейской прессе появились сообщения о гибели к тому времени
уже прославившегося художника. К счастью, эти сведения оказались ошибочными. Впрочем, поволноваться пассажирам судна действительно
пришлось немало. Многие обезумели от страха - но не Айвазовский: в нем, по его собственному признанию, "страх не подавил
способности воспринять и сохранить в памяти впечатление, произведенное бурею, как дивною живою картиною".
"Девятый вал" представляет собой типичное романтическое противопоставление "Человека" и "Стихии". Последняя
страшна своей неразумной силой, но вместе с тем прекрасна.
К списку работ | Продолжение |