Эдвард Мунк, Крик
1893 г., картон, темпера, пастель 91 х 73 см,
Национальная галерея, Осло (Норвегия)
|
На протяжении истории художники не раз деформировали в своих работах окружающую их действительность, пытаясь передать ощущение ее
несправедливости, жестокости и безрадостности. К XX столетию это направление получило название "экспрессионизм". В то время художники
стали особо остро ощущать охватившую всю Европу тревогу, которая вылилась в 1914 г. в ужасную Первую мировую войну. В живописи беспокойное
чувство экспрессионистов противопоставлялось безмятежному взгляду импрессионистов и характеризовалось использованием двух приемов: упрощением
рисунков до карикатуры и выбором ярких экспрессивных цветов, едких и обжигающих, что хорошо передавало ощущение скрежещущего и хохочущего мира, насмешливого и жестокого.
Так работали немецкие художники, объединившиеся в группу О1е Вгиске ("Мост"), в которую входил Эмиль Нольде (1867-1956). Зато в творчестве француза Анри Матисса (1869-1954)
экспрессионизм породил образы по-земному грубоватого, но счастливого мира.
На карнавале жизни
Один из первых художников - представителей экспрессионизма - бельгиец Джеймс Энсор (1860-1949). В своем творчестве он представил жизнь общества
как гигантский зловещий карнавал. В свои тщательно выписанные массовые сцены художник помещает людей в униформе с белыми, как гипс, и красными, как помидор, головами.
Лица их корчат гримасы - злые или испуганные. Повсюду прогуливаются скелеты: они напоминают людям, чем кончается жизнь.
|
Кошмары Мунка
Норвежцу Эдварду Мунку (1863-1944), картины которого высоко оценил Ван Гог (см. с. 70-71), экспрессионизм позволил показать страдания и
трагическую судьбу каждой отдельной личности. Отчаяние художника принимает формы искореженного пейзажа и ввергающих в панику видений - кошмаров
и галлюцинаций. В картине "Крик" ощущение ужаса удваивается с одной стороны красным, как огонь, небом, и с другой стороны искаженным в отчаянном
крике лицом персонажа на первом плане.
Матисс: ритм жизни
Анри Матисс - самый известный среди художников-фовистов. В ранний период
своего творчества, до 1920-х гг., он использовал характерные для экспрессионизма свободный выбор очень ярких красок и рисунок, состоящий всего из не
скольких сильных линий. Картина "Танец" поражает своей простотой и динамизмом. Художник воплотил в ней воспоминание о счастливом существовании
человечества на совсем юной Земле, своего рода рае, но без религиозных ассоциаций. И позже Матисс останется верен теме
счастья жизни. Его живопись станет нежней. Он использует свежие краски, очень простой рисунок, его искусство
становится монументальным и декоративным. К концу жизни Матисс был признан одним из самых замечательных художников XX века. |
Анри Матисс, Танец
1910 г., холст, масло, 260 х 391 см,
Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург (Россия)
|
АНДРЕ ДЕРЕН Мост Черинг Кросс в Лондоне
ок. 1906 г., холст, масло, 81 х 100 см.
Музей Орсе, Париж
|
Фовисты
В 1905 г. многие художники, участники временной осенней выставки в Парижском Салоне, среди них - Анри Матисс и Андре Дерен (1880-1954) были названы критиками "фовистами" (фр. - "дикие"). Один из этих критиков писал по этому случаю: "Они швырнули публике в лицо банку с красками". И действительно, фовисты использовали только чистые и контрастные цвета и принципиально отказались от тени. Они не хотели придавать своей живописи иллюзию реальности, а наоборот, хотели избавиться от этой "фальши". С 1908 г. искусство Матисса, Дерена и других художников изменилось. Тем не менее фовизм остается одним из самых блистательных проявлений экспрессионизма.
|
КРУПНЕЙШИЕ ХУДОЖНИКИ:
Андре Дерен (1880-1954)- французский художник, один из создателей фовизма, позже писал портреты, натюрморты и пейзажи в сдержанных тонах.
Джеймс Энсор (1860-1949)- бельгийский живописец и график. Его считают одним из величайших предтеч современного искусства.
Анри Матисс (1869-1954) - французский художник, глава фовизма. Его наследие включает рисунки, гравюры, скульптуры, коллажи, витражи.
Эдвард Мунк (1863-1944)- норвежский художник и график, предтеча экспрессионизма. Основные темы - тоска и тяготы жизни.
Эмиль Нольде (1867-1956)-немецкий живописец и график. Использовал сильные насыщенные цвета, чтобы передать распад действительности. Его экспрессионистское наследие состоит из религиозных полотен, уличных сцен, марин, пейзажей.
|