Пабло Пикассо, Авиньонские девушки 1906-1907 гг. холст, масло, 244 х 234 см. Музей современного искусства, Нью-Йорк |
К концу своей жизни, в 1904 г., художник Поль Сезанн (1839-1906) предложил молодым художникам геометрическое видение мира:
"изображайте природу с помощью цилиндра, шара, конуса". Пабло Пикассо (1881-1973) и Жорж Брак (1882-1963) последовали этому совету.
Но им недостаточно было смотреть на природу и вещи с фиксированной точки: они обходили вокруг предмета и постепенно на том же
живописном полотне или скульптуре отмечали то, что видели. Очень скоро этот метод, заключавшийся в одновременном изображении всех
сторон предмета, получил название "кубизм". В это же время другие художники, называемые "футуристами", пытались изобразить предмет
в движении. Футуристические образы - это образы современного мира: паровоз в движении, крутящийся винт, снаряд в момент взрыва.
Тела на картине "Авиньонские девушки", первой картины, написанной в стиле "кубизма", то узнаваемы, то деформированы и геометризированы.
Как представить время?
Кубизм - это представление времени, которое необходимо, чтобы рассмотреть предмет со всех сторон. Футуризм - это представление времени, за
которое предмет перемещается. Кубизм заставляет формы взрываться, а футуризм показывает нестабильность предмета.
|
Кубизм: несколько взглядов или один?
Пикассо написал в 1907 г. картину "Авиньонские девушки". Это первое в истории кубистическое произведение. Угловатые тела и кривые лица натурщиц
шокируют любого зрителя, кидающего взгляд на картину. Но Пикассо использовал свой опыт знакомства со скульптурами из Черной Африки и Океании,
которые стали появляться в Париже: они подтвердили его творческие поиски и пристрастие к деформации объемов. Вскоре к нему присоединился Жорж Брак.
Вместе с другими художниками-кубистами, они не желали писать предметы в одном только ракурсе, а изображали их со всех сторон одновременно, как если
бы они были распластаны. Они использовали тусклые цвета - зеленый, серый, коричневый, а затем, начиная с 1912 г., газеты, цветную бумагу и бумагу
с текстами, которые они резали и при-I крепляли на свои картины и рисунки.
Футуризм: мир, который движется
Футуризм - художественное направление, зародившееся в Италии, распространилось по всей Европе и даже Северной и Южной Америке. Его возглавлял
итальянский поэт Филлиппо Томмазо Мари-нетти (1876-1944). Он восхищался техническим прогрессом и провозгласил, что искусство будущего станет
"искусством скорости, шума и силы". Изучение движения английским фотографом Идвирдом Мюбриджем (1830-1904) заинтересовало футуристов.
Фиксирующие движение фотографии, сгруппированные по сериям на больших планшетах, предвосхитили изобретение кино. Скульптура Умберто Боччони
(1882-1916) "Непрерывность единых форм в пространстве" - одно из самых главных произведений футуризма.
ИДВИРД МЮБРИДЖ Шагающий атлет, 1887 г. Кадры из "Человеческой фигуры в движении"
|
УМБЕРТО БОЧЧОНИ Непрерывность единых форм в пространстве
1913г., бронза, 111,2 х 88,5 х 40 см. Галерея современного искусства. Милан (Италия)
|
Свет и движение
Палитра кубистической живописи была скромна на раннем этапе. Позднее краски становятся разнообразней и напоминают ночное освещение современных городов. Русские последователи футуризма объединились вокруг Михаила Ларионова (1881-1964) в группу "лучистое" - беспредметников. Они считали, что формы в природе образуются от пересечения лучей, отраженных различными предметами, и их полотна представляли нагромождение лучевидных линий разных цветов.
КРУПНЕЙШИЕ ХУДОЖНИКИ:
Умберто Боччони (1882-1916)- итальянский художник, скульптор, теоретик футуризма. Его творчество - это гимн промышленности, скорости, машинам.
Жорж Брак (1882-1963)- французский художник, создатель кубизма (вместе с Пикассо). Известен своими коллажами и натюрмортами.
Пабло Пикассо (1881-1973)-испанский художник, рисовальщик и скульптор. Неистовый ниспровергатель старого и творец нового. Инициатор кубистской революции, которую осуществлял вместе с Браком. Произвел переворот в искусстве XX века.
|