Мозаика купола церкви Св. Аполлинария, фрагмент, VI век, Равенна (Италия)
Христианская религия после долгих языческих гонений становится в IV веке государственной религией Римской империи, и начинается развитие
христианского искусства. Но своего высшего расцвета оно достигнет позже, в Византии, когда падет Рим и будет разграблен варварскими племенами.
АНДРЕЙ РУБЛЕВ Троица ок. 1400г., дерево, темпера 141 х 112 см, Государственная Третьяковская галерея, Москва
С 395 г. Римская империя разделилась на Западную Римскую и Восточную Римскую империи. На развалинах древнего Византия император-христианин
Константин построил новую столицу Восточной Римской империи - Константинополь (ныне - Стамбул). В 476 г. под натиском варваров пал Рим, а с ним
и Западная Римская империя, но Восточная империя продолжала существовать и крепнуть, что подтверждалось усиленным строительством грандиозных
зданий,среди которых выделялась грандиозными размерами купола и роскошью убранства Святая София в Константинополе, законченная в 537 г.
Искусство Восточной империи, называемое также византийским искусством, оказывало огромное влияние на искусство Запада долгие века вплоть до
схизмы - распада единой христианской Церкви на Западную (католическую) и Восточную (православную) и формального их разрыва в 1054 году.
Типология многих христианских сюжетов пришла в искусство Запада именно из Византии.
Христианство Русь восприняла от Византии в восточном, православном варианте (православие -калька греческого слова "ортодоксия"). В период
средневековья творил величайший русский иконописец Андрей Рублев (ок. 1370 - ок. 1430), автор всемирно прославленной "Троицы" и фресок в
Успенском соборе города Владимира.
Иконы
Иконопочитание характерно для православия. Для православного верующего
иконы - это символы, несущие отсветы иного, высшего мира и таящие в себе частицу божественной энергии. Икона пишется на деревянной доске, покрытой
тонким слоем левкаса. После того как на него наносится рисунок, художник пишет темперой (пигменты, смешанные с водой с добавлением яйца,
камеди, клея), правда, с XIX века стали появляться иконы, написанные маслом. Величайшим иконописцем русского средневековья был Андрей
Рублев (ок. 1370 - ок. 1430), причисленный уже в наши дни Русской православной церковью к лику святых.
Мозаика "Христос Панто-кратор (Вседержитель)", ок. 1320 г., церковь Христа Спасителя в Коре, Стамбул (Турция)
Огромные купольные соборы
Собор Святой Софии построен в Константинополе по повелению императора Юстиниана (482-565). Огромными размерами здание напоминало самые впечатляющие
римские постройки, но было новым по форме. Купол, который возвышается над землей на 55 м, образует полусферу,
Собор Святой Софии (переделан в мечеть после XV века), VI век (кроме минаретов). Стамбул (Турция)
Резная слоновая кость и мозаики
Святая София стала образцом при строительстве больших купольных храмов в разных странах, например собора Святого Марка в Венеции. Но влияние
византийского искусства на Запад не ограничивалось архитектурой. Оно касалось и декоративной скульптуры, для которой восточные барельефы из
слоновой кости
были каноном. Когда империя установила контроль над Равенной и севером Италии в VI веке, византийские мастера привезли с собой искусство мозаики
из цветного стекла, гораздо более яркой, чем римская мозаика из камня.
Император-триумфатор, так называемая "слоновая кость Барберини", VI век, 34 х 26,8 см. Лувр, Париж