Рим и Империя

Рим и Империя
Фриз Алтаря Мира Октавиана Августа, фрагмент, ок. 13-9 гг. до н. э., мраморный барельеф, Форум Августа, Рим.

Греки и этруски вдохновили молодую римскую культуру. В начале христианской эры римляне обновили искусство скульптурного портрета и возвели по всей империи гигантские светские и религиозные памятники.



Рим и Империя
Портрет императора Адриана,
ок. 120г. н. э.,
бронза, красная патина, 50 см.
Лувр, Париж
Согласно легенде, первыми римскими правителями были этруски, жители древней Тосканы (Центральная Италия). Их искусство сильно повлияло на римское. В многочисленных этрусских погребальных сооружениях найдены предметы повседневного быта, прежде всего сосуды, сделанные с великим мастерством. Погребальные камеры этрусков украшали яркие фрески, воспевающие радости земной жизни, а на саркофагах усопшие изображались пирующими в кругу родных и друзей.

Римский скульптурный портрет

В ранний период истории Рима его искусство почти не отличалось от этрусского. Но с распространением власти Рима на юг Италии (до этого находившийся под греческим господством), этрусков в качестве образца сменили греки: римские художники копировали классическую греческую скульптуру и вдохновлялись движением в эллинистическом искусстве, архитекторы осваивали формы храмов и мотивы греческих капителей. Но главное, что заимствовали римляне у греческого искусства уже эллинистической эпохи, это идея реалистического скульптурного портрета, ставшего высшим достижением римского искусства. Создавая в погребальных и религиозных целях портрет, римские мастера, в отличие от греческих эпохи классики, увековечивали черты конкретного человека во всей их неповторимости. Портрет мог нести и политический смысл. На барельефе Алтаря Мира император Август представлен в окружении абсолютно узнаваемых членов семьи, ибо он хотел, чтобы история его правления ассоциировалась не только с ним, но и с его семьей. Бронзовый портрет Адриана - в большей степени портрет человека, чем императора. С течением времени определенная жесткость, даже беспощадность римского искусства портрета стремительно уступает место предельной утонченности. И вскоре портрет достигает впечатляющего реализма с легким налетом карикатурности.
Рим и Империя

Крышка саркофага,
искусство этрусков, VII век до н. э камень, 55 х 140см,
Музей в Вольтерре (Италия)
Памятники по всей Империи

Арка Тита, ок. 90 т. н. э., мрамор, кирпич. Форум Веспасиана, Рим Архитекторы и градостроители работали не только в больших городах империи, но в самых отдаленных ее уголках. Во Франции и Испании, странах Северной Африки и в Югославии мы восхищаемся величественными храмами, огромными театрами, дворцами, триумфальными арками и цирками, пусть даже дошедшими до нас в величественных руинах, как, например, знаменитый Колизей в Риме. Такие инженерные сооружения, как виадуки и акведуки или мосты, служат людям кое-где и в наши дни. Они доносят до нас дух давно минувшей эпохи. А иногда история позволяет нам заглянуть и в будни империи. Погребенные под пеплом во время извержения вулкана Везувия в 79 г. н. э. небольшие города Помпеи и Геркуланум сохранились целиком со своими улочками, площадями, тавернами, банями и шикарными виллами богатых людей, украшенными чудесными фресками и мозаикой, содержанием которых были не только мифы о богах и героях, но и сценки повседневной жизни.
Арка Тира, ок. 90 г.н.э., мрамор, кирпич, Форум Веспасиана, Рим
Кельты

Жившие к северу от Италии, на территории современных Франции (Галлия), Германии и Британских островов, кельты долго воевали с римлянами, прежде чем окончательно сложить оружие и подчиниться им в I веке н. э. Искусство кельтов, от которого сохранились главным образом дорогие предметы из золота, находилось под влиянием скифов. Востока и греков. Оно характеризуется очень схематичными, но в то же время экспрессивными формами, например в скульптурных портретах со свирепыми и одновременно благородными ликами.


Продолжение