|
Портрет императора Адриана, ок. 120г. н. э.,
бронза, красная патина, 50 см. Лувр, Париж
|
Согласно легенде, первыми римскими правителями были этруски, жители древней Тосканы (Центральная Италия). Их искусство сильно повлияло на
римское. В многочисленных этрусских погребальных сооружениях найдены предметы повседневного быта, прежде всего сосуды, сделанные с великим
мастерством. Погребальные камеры этрусков украшали яркие фрески, воспевающие радости земной жизни, а на саркофагах усопшие изображались
пирующими в кругу родных и друзей.
|
|
Римский скульптурный портрет
В ранний период истории Рима его искусство почти не отличалось от этрусского. Но с
распространением власти Рима на юг Италии (до этого находившийся под греческим господством), этрусков в качестве образца сменили греки: римские
художники копировали классическую греческую
скульптуру и вдохновлялись движением в эллинистическом искусстве, архитекторы осваивали формы храмов и мотивы греческих капителей. Но главное,
что заимствовали римляне у греческого искусства уже эллинистической эпохи, это идея реалистического скульптурного портрета, ставшего высшим
достижением римского искусства. Создавая в погребальных и религиозных целях портрет, римские мастера, в отличие от греческих эпохи классики,
увековечивали черты конкретного человека во всей их неповторимости. Портрет мог нести и политический смысл. На барельефе Алтаря Мира император
Август представлен в окружении абсолютно узнаваемых членов семьи, ибо он хотел, чтобы история его правления ассоциировалась не только с ним, но
и с его семьей. Бронзовый портрет Адриана - в большей степени портрет человека, чем императора. С течением времени определенная жесткость, даже
беспощадность римского искусства портрета стремительно уступает место предельной утонченности. И вскоре портрет достигает впечатляющего реализма
с легким налетом карикатурности.
|
Крышка саркофага, искусство этрусков, VII век до н. э камень, 55 х 140см, Музей в Вольтерре (Италия) |
Памятники по всей Империи
Арка Тита, ок. 90 т. н. э., мрамор, кирпич. Форум Веспасиана, Рим
Архитекторы и градостроители работали не только в больших городах империи, но в самых отдаленных ее уголках. Во Франции и Испании, странах Северной
Африки и в Югославии мы восхищаемся величественными храмами, огромными театрами, дворцами, триумфальными арками и цирками, пусть даже дошедшими до
нас в величественных руинах, как, например, знаменитый Колизей в Риме. Такие инженерные сооружения, как виадуки и акведуки или мосты, служат людям
кое-где и в наши дни. Они доносят до нас дух давно минувшей эпохи. А иногда история позволяет нам заглянуть и в будни империи. Погребенные под пеплом
во время извержения вулкана Везувия в 79 г. н. э. небольшие города Помпеи и Геркуланум сохранились целиком со своими
улочками, площадями, тавернами, банями и шикарными виллами богатых людей, украшенными чудесными фресками и мозаикой, содержанием которых были
не только мифы о богах и героях, но и сценки повседневной жизни. |
|
Кельты
Жившие к северу от Италии, на территории современных Франции (Галлия), Германии и Британских островов, кельты долго воевали с римлянами, прежде чем окончательно сложить оружие и подчиниться им в I веке н. э. Искусство кельтов, от которого сохранились главным образом дорогие предметы из золота, находилось под влиянием скифов. Востока и греков. Оно характеризуется очень схематичными, но в то же время экспрессивными формами, например в скульптурных портретах со свирепыми и одновременно благородными ликами.
|
|