ИСКУССТВО ФРАНЦИИ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ

Ж. Сурдо, Д. Сурдо, Ж. Гоберо, П. Неве. Замок Шамбор. 1519-1559.
На страницах "Великолепного часослова" начала XV века сохранилось изображение парижской резиденции французских королей - замка Лувр. За неприступными глухими стенами возвышается мощный массив здания с зубчатыми башнями по углам, узкими окнами, скупо прорезающими толщу камня. Это скорее крепость, а не дворец. Напрасно стали бы мы искать замок в современном Париже. Средневековый Лувр был снесен в XVI веке, а на его месте стали возводить новое строение. Первая часть была завершена в 1555 году. Облик здания имеет больше общего с архитектурой последующих веков, чем со своими непосредственными предшественниками. В средневековых сооружениях каждая декоративная деталь создавала ощущение движения вверх; в фасаде нового Лувра ровные ряды окон, поэтажные тяги карнизов, линия крыши настойчиво подчеркивает его горизонтальное членение. Декор - фронтоны над окнами, колонны и пилястры, лепные орнаменты - показывает хорошее знакомство с античностью и ренессансным зодчеством Италии. Но прошлое не исчезло бесследно; оно только преобразилось в соответствии с новыми эстетическими нормами. По бокам и в центре фасада, где в замках обычно располагались башни, стены образовали легкие выступы - ризалиты; кровля осталась крутой - удобной для местного климата; а чувство органического слияния скульптурного убранства с архитектурой, бесспорно, воспитано готикой.

Лувр - творение архитектора Пьера Леско и скульптора Жана Гужона - один из самых совершенных памятников французского зодчества эпохи Возрождения. От миниатюры с Лувром-крепостью его отделяют почти полтора столетия - срок, который понадобился культуре Франции, чтобы пройти сложный путь от аскетического отрицания ценности земного бытия до прославления его красоты. Как же это происходило?

Ростки нового пробивались здесь через почву куда более суровую, чем почва городов-республик Италии и Нидерландов: Франция была страной классических форм феодализма и родиной готического стиля (в Европе его так и называли - "французской манерой"). Ее города никогда не обладали той независимостью, которую имели их северные и южные соседи. А традиции готики, особенно в архитектуре, оставались незыблемыми вплоть до начала XVI века.

И все же уже на грани XIV и XV столетий в духовной жизни французского общества заметны коренные перемены. В изобразительном искусстве они особенно ярко обнаруживаются в "иллюминациях" (так в те времена называли миниатюры), украшавших рукописные книги. Главным центром производства манускриптов был Париж - одна из крупнейших столиц культурной Европы. Переписчики, переплетчики, изготовители пергамента, живописцы занимали в городе целый квартал, прилегающий к Сорбонне - Парижскому университету. Их издания пользовались большим спросом. Заказывались научные трактаты, рыцарские романы, поэтические произведения, переводы древних авторов, библии, часословы. Все книги украшались нарядными орнаментами, красочными миниатюрами. Культура оформления стояла на большой высоте. О парижских рукописях с восхищением отзывались еще Данте и Петрарка.
Братья Лимбурги. Октябрь. Миниатюра из Великолепного часослова герцога Беррийского. Водяные краски. 1411 - 1416.

Ж. Сурдо, Д. Сурдо, Ж. Гоберо, П. Неве. Замок Шамбор. 1519-1559. (Вверху)

Братья Лимбурги. "Октябрь". Миниатюра из "Великолепного часослова герцога Беррийского". Водяные краски. 1411 - 1416. На втором плане - Лувр начала XV века. (Справа)

А. Картон. Коронование Девы. Масло. 1453.


А. Картон. Коронование Девы. Масло. 1453.

Продолжение