ИЕРОНИМ БОСХ. Сад наслаждений, фрагмент, ок. 1500 г., дерево, масло, Музей Прадо, Мадрид
На север Европы идеи Возрождения пришли гораздо позднее, чем в Италию. Новое искусство уже столетие расцветало во Флоренции и других
городах-республиках Италии, а художники Германии и Фландрии (современная Бельгия) еще не освоили новой манеры изображения природы и человеческого
тела. Крупнейший из них, Альбрехт Дюрер (1471-1528), так писал в 1525 г.: "Очевидно, что благодаря скорости письма и большой практике в цвете,
немецкие художники достигли заметного мастерства. Но им не хватает искусства соразмерности". Тем не менее в XV веке человек занимает все большее
место в североевропейском искусстве, как в изображении интерьеров и бытовых сцен, так и в многочисленных портретах, среди которых можно назвать
портреты работы Ганса Гольбейна Младшего (1497-1543), художника, родившегося в Германии и умершего в Англии.
Изобретение масляных красок
Фламандские художники XV века всегда тщательно изображали интерьеры и обстановку домов и костюмы даже в картинах на религиозные сюжеты. Некоторые
художники, такие, как Ян ван Эйк (ок. 1390-1441) начинали, впрочем, с изучения старой виртуозной техники миниатюры, оформления буквиц в книгах и
небольших иллюстраций, изображавших жанровые сценки. Возможно, именно Ван Эйк одним из первых стал добавлять в краски масло вместо яйца. Это
техническое новшество придавало полотнам глянец и блеск, а новая смесь высыхала гораздо медленней, что давало художнику больше времени для
проработки деталей: складки шелковой материи или бархатистой структуры меха. Как и работы Ван Эйка, произведения Рогира Ван дер Вей-дена
(1400-1464) одновременно и строги, и полны радостного ощущения жизни. Автор больших полотен из жизни Христа, Ван дер Вейден написал также
много портретов, на которых модели остаются по-средневековому неподвижными.
ЯН ВАН ЭЙК Супруги Арнольфини 1434 г., холст, масло, 82 х 60 см. Национальная галерея, Лондон
Изображенная на картине жена банкира Арнольфини, осторожно положившая руку на живот, беременна. Поднятая рука
ее супруга привлекает внимание зрителя к этому счастливому знамению появления новой жизни.
Альбрехт Дюрер (1471-1528)
В истории Возрождения Дюрер занимает особое место. Этому немцу, родившемуся в Нюрнберге, было знакомо не только искусство Ван Эйка и Ван дер Вейдена,
но и итальянское искусство XV века, из которого он и почерпнул для своей живописи некоторые новые приемы, такие, как классическая перспектива и
изучение пропорций человеческого тела по античным статуям. Кроме того, он был внимательным созерцателем природы, животных и растений. На
"Автопортрете" 1493 г. художник изобразил себя с чертополохом в руке: этот цветок символизирует любовь.
АЛЬБРЕХТ ДЮРЕР Автопортрет с чертополохом
1493 г., пергамент на холсте,
масло, 57 х 45 см,
Лувр, Париж