РАФАЭЛЬ. Афинская школа, фрагмент, ок. 1510-1511 гг., фреска, Ватикан, Рим
МАЗАЧЧО, Изгнание из рая ок. 1427 г., фреска, 214х90 см, Часовня Бранкаччи, Флоренция (Италия)
Леонардо да Винчи:
наука на службе у человека
Леонардо да Винчи попытался объять все знания своего времени во всех областях. Рисовальщик, скульптор, архитектор, а также математик,
военный инженер, ботаник, он стремился аккумулировать все свои знания в живописи. Только это искусство позволяет, считал он, создать
полную иллюзию реальности и передать человеческий гений. Леонардо да Винчи оставил всего лишь около 20 работ. "Джоконда" - прекрасный пример новой живописной манеры, называемой "зтита^о" (итал. - "дымка"), в которой отсутствуют четкие границы между формами. Они словно разлиты в атмосфере, обволакивающей и связывающей их между собой. Согласно Леонардо да Винчи, художник должен купать предметы в лучах света, покрывая их своего рода дымкой, поскольку именно так их видит в жизни человеческий глаз.
Микеланджело:
Бог - повелитель и соперник
Художник, скульптор, архитектор, писатель Микеланджело был также ревностным христианином. В отличие от Леонардо да Винчи, который изучал людей и искал познания их сути, Микеланджело обращался к Богу. Богу, в которого верил, перед которым преклонялся, но с которым мечтал помериться силами. Произведения Микеланджело несут следы этого противоречия. Самым грандиозным из всех своих проектов - гробницей папы Юлия II - Микеланджело занимался в течение 40 лет: с 1504 по 1545 г. Но она так и осталась незавершенной. Роспись Сикстинской капеллы в соборе Святого Петра в Риме демонстрирует мощь и широту видения художника. Общая площадь росписи составляет более 600 кв. м, а число фигур библейских персонажей достигает нескольких сотен.
Рафаэль: миг совершенства
Высоко оцениваемый Леонардо да Винчи, Рафаэль был серьезным соперником для Микеланджело в Риме в течение всех 1510-х гг. Художник написал много портретов реальных лиц, образов мадонн, таких, как "Прекрасная садовница" и "Сикстинская мадонна", и получил задание оформить папские апартаменты в Ватиканском дворце. В этих росписях Рафаэль достиг пика совершенства: никогда раньше живопись не давала такого великолепного ощущения гармонии между человеком и миром. Иногда Рафаэля называют величайшим художником в истории Западной цивилизации. И несомненно, он был последним выразителем гуманистического идеала эпохи Возрождения.
Тициан: смутное время
Долгий творческий путь Тициана (1488-1576) пришелся на границу между эпохой Возрождения и следующим периодом, смутным временем, наступившим
вместе с религиозными войнами XVI века. Как и многие венецианские художники, Тициан придавал в своих произведениях большое значение световым
эффектам. Используя плотную живопись. Тициан создавал ощущение подлинной жизни. Но эта жизнь хрупка: его "театральные мизансцены" отражают глубокое
тревожное чувство, владевшее художником.
ТИЦИАН
Ребенок с собаками
1570-1576 гг.,
холст, масло, 96 х 115 см.
Художественный музей
Бойманса ван Бенингена,
Роттердам (Нидерланды)
Между человеком и Богом
Статую Моисея Микелан-джело изваял для гробницы папы Юлия II. По Ветхому Завету Моисей был предводителем древнееврейского народа и Яхве, бог Израиля
вручил ему землю, религию и закон. Микеланд-жело создал образ человека несокрушимой мощи, цельного характера и вулканической силы страстей.
МИКЕЛАНДЖЕЛО
Моисей
ок. 1515г.,
мрамор, 235 см (высота).
Церковь Сан-Пьетро ин Винколи, Рим