ГЮСТАВ КУРВЕ. Погребение в Орнане, фрагмент, 1850 г., холст, масло, Музей Орсе, Париж
В XIX веке античные идеалы в искусстве ушли в прошлое. Романтики печалились над людскими бедами, а реалисты сурово и правдиво описывали
повседневную жизнь.
ЭЖЕН ДЕЛАКРУА. Свобода, ведущая народ
1830 г., холст, масло, 260 х 325 см. Лувр, Париж
Живопись, скульптура и литература романтизма наполнена героями,но героями несчастными: отныне искусство отражает как человеческую силу, так и
слабость. Художники-реалисты, напротив, считали, что для искусства существует одна тема - общество и его нравы.
Новый человек
Наполеон Бонапарт (1769-1821) был для романтиков образцовым героем: судьба вознесла его на непомерную высоту и затем жестоко бросила в бездну. Он вышел
победителем из многих битв, завоевал народы, основал империю, а затем потерпел поражение и закончил свою жизнь в изгнании. Неудивительно, что он стал персонажем множества поэм, стихов, полотен, скульптур и не только во Франции, но и в странах, бывших еще недавно его противниками.
Чувствительная манера
Некий налет романтизма появился уже в конце XVIII века в немецкой и английской живописи, например в полотнах Уильяма
Тернера. Но расцвет эпохи романтизма в скульптуре, живописи, как и в литературе и музыке, приходится на 1820 - 1850-е гг. Эжен Делакруа (1798-1863) выражал силу своих чувств в монументальных, полных блеска и движения произведениях. Оригинальность техники соответствовала дерзости его таланта: так в картине "Свобода, ведущая народ" рисунок позволяет показать движение, а цвет подчеркивает драматизм изображаемых событий и отношение к ним автора. Делакруа отрицал интеллектуальную живопись и надеялся открыть неведомые миры. Неведомая страна грез - далекий Восток входил тогда в моду, и романтизм приобретал ориентальный оттенок.
ЭДУАРД МАНЕ. Флейтист
1866г., холст, масло, 161 х 77 см. Музей Орсе, Париж
Реальность без маски
Зато произведения Гюстава Курбе (1819-1877) абсолютно лишены какой бы то ни было романтики и построены на суровом уважении к реалиям окружающего мира. Сам мастер говорил, что хочет изображать "реальные и существующие вещи". Художник-реалист раздражал публику и критиков неистовой, доходящей порой до грани приличия и вкуса силой некоторых своих сюжетов, например массовых или политических сцен.
В картине "Погребение в Орнане" Курбе изобразил будничный эпизод провинциальных похорон на огромном холсте (более 6 метров), как бы приравняв его к грандиозной исторической сцене. Жюри выставки ежегодного Салона, проходившего в Париже в 1865 г., отказалось включить картину в экспозицию. И тогда Курбе решил выставить ее в построенном на собственные средства "Павильоне Реализма".
ЭДУАРД МАНЕ. Музыка в Тюильри
фрагмент 1862 г., холст, масло. Национальная галерея, Лондон
Эдуард Мане
Эдуард Мане (1832-1883) изображал быт парижской буржуазии времен Второй империи. Он привлек внимание нескольких литераторов, которые также
были искусствоведами: Шарля Бодлера (1821-1867), Эмиля Золя (1840-1902), а поздней Стефана Малларме (1842-1898). "Я пишу то, что вижу", - заявлял Мане,
вдохновлявшийся также японскими гравюрами и испанским искусством при создании упрощенных изображений, без глубины, таких,как, например,
"Флейтист". Мане писал очень контрастными светящимися красками, широкими быстрыми мазками. В то время такая техника расценивалась как
грубая и вульгарная.
Романтизм и пейзаж
Сформировавшись как живописец и график, англичанин Уильям Тернер (1775-1851) изобрел новый вид пейзажа. Контуры архитектурных сооружений и деревьев интересовали его меньше, чем движение света. Свет раскрывал чувства художника и был то легкий, туманный, трудноуловимый, то интенсивный и театральный. Величайший, вне всяких сомнений, художник-романтик Англии, Тернер много путешествовал по Франции, Швейцарии, Италии (чаще всего он посещал Венецию).