В XIX веке индустриальное развитие сократило расстояния и уплотнило время. Пейзажи изменились и представали перед человеком в новом, непривычном виде. Импрессионисты показывали красоту мира, в котором каждый миг уникален.
ПЬЕР-ОГЮСТ РЕНУАР. Мулен де ла Галет, Монмартр 1876 г., холст, масло, 131 х 175 см. Музей Орсе, Париж
|
Бунт художников
Начиная с 1820 г. во Франции и в Англии художники заинтересовались природой. Благодаря изобретению металлических тюбиков для красок, уже
готовых и пригодных к переноске, которые заменили старые краски, готовившиеся вручную из масла и порошковых пигментов, художники смогли покинуть
свои мастерские, чтобы работать на пленэре. Работали они быстро, потому что движение солнца меняло освещение и колорит. Иногда они выдавливали
краску на холст прямо из тюбика и получали чистые сверкающие цвета с эффектом мазка. В 1870-х гг. многие из этих художников потянулись в Париж.
Это и были будущие "импрессионисты". По своим творческим принципам близкие Мане (1832-1883), они смело выступили вместе с ним против
недоброжелательно настроенного жюри Салона, которое год за годом упрямо отказывалось выставлять их произведения. Объединившись, они организовали
свою независимую выставку. Эта затея просуществовала лишь до 1874 г. и закончилась провалом: пресса либо игнорировала художников, либо издевалась
над ними; было продано очень мало работ. Художники не сразу приняли название "импрессионисты", которое к ним прилепил один недоброжелательный
журналист. Но они возобновили опыт независимых выставок с 1876 г. Публика начала их принимать только в самом конце XIX века благодаря поддержке
искусствоведов и ряда торговцев картинами.
|
Прелести жизни
Среди импрессионистов практически не было скульпторов, редкое исключение составил Эдгар Дега (1834-1917): одна из его скульптур -
"Четырнадцатилетняя танцовщица". Импрессионисты, которые прежде всего были пейзажистами, охотно изображали
простые радости жизни. В картине "Мулен де ла Галет" Пьер-Огюст Ренуар (1841-1919) изобразил рабочих и служащих, собравшихся на танцы. С 1892
по 1894 г. Клод Моне (1840-1926) много раз воплощал мотив "Руанский собор" в разное время суток и года. Считается, что этой серией картин и завершился период импрессионизма.
|
ЭДГАР ДЕГА. Четырнадцатилетняя танцовщица 1879-1881 гг., бронза, тюль, атлас, дерево, 95 см. Музей Орсе, Париж
|
Цвет и свет
Импрессионисты придавали большое значение цвету и свету за счет рисунка и объема.
Исчезли контуры предметов, контрасты и светотень были забыты. Этот новый стиль повлиял на
многих художников, например на американку Мери Кассатт (1844-1926).
|
|