Ваза (краснофигурная вазопись)
Великие Дионисии,
архаика, ок. 510 г. до н. э.,
49 см (высота).
Археологический музей, Неаполь (Италия)
|
Первые по-настоящему художественные формы, найденные греками, - это сосуды. В VII-V веках до н. э. ремесленники уже умели создавать
керамические изделия сложной и одновременно изящной конфигурации (вазы, кубки, амфоры). Они довели до совершенства чернофигурную, а затем -
краснофигурную технику вазописи. Скульптура появилась тоже очень рано. И первые алтари были украшены статуями куросов-юношей и кор-девушек в
архаическом стиле. В храмах колоннада поддерживала треугольный фронтон и часто тянулась вдоль всего прямоугольного периметра. В храмах
хранились святыни и стояли статуи богов, изображавшихся в виде людей совершеннейшей красоты. V век - классический период, эпоха наивысшего
расцвета древнегреческой цивилизации. С IV века греческие города теряют свою независимость, а
греческое искусство - чистоту форм. Это уже эллинистический период. Греческое искусство от самых истоков было связано с культом богов. Это
проявлялось и при создании предметов повседневного обихода: сначала в керамике, позже в монетах, что свидетельствуют о развитии портрета в
эллинистический период.
|
Греческую древность называют античностью, к античности также относят Древний Рим.
Потребовалось несколько столетий, прежде чем дорийские племена, явившиеся с севера в 12 веке до н.э., к 6 веку до н.э. создали высокоразвитое искусство. Далее последовали три периода в истории греческого искусства:
- архаика, или древний период, - примерно с 600 до 480 года до н.э., когда греки отразили нашествие персов и, освободив свою землю от угрозы завоевания, получили снова возможность творить свободно и спокойно;
- классика, или период расцвета, - с 480 по 323 годы до н.э. - год смерти Александра Македонского, который покорил огромные области, очень непохожие по своим культурам; эта пестрота культур была одной из причин упадка классического греческого искусства;
- эллинизм, или поздний период; он закончился в 30 году до н.э., когда римляне завоевали находившийся под греческим влиянием Египет.
Греки в Италии
С VI века до н. э. греки стали основывать колонии по всему Средиземному морю. Архитекторы создавали храмы, остатки которых сохранились на юге Италии.
Строительство городов дало развитие урбанистической архитектуре. Планировка с ортогональным пересечением прямых улиц была заимствована у римских
градостроителей, зато классическое и эллинистическое искусство стали фундаментом для искусства Рима.
|
Венера Милосская, Эллинистический период, II век до н. э., мрамор, 250 см (высота). Лувр, Париж
|
Классика
В правление Перикла, в V веке до н. э., Афины стали культурной столицей Греции. Храм Парфенон с его величественной колоннадой и барельефами на
фризах, является одним из высочайших достижений архитектуры классического периода, а создавший для него статую Зевса скульптор Фидий - одним из
крупнейших художников того времени.
Из материалов чаще всего использовались мрамор и бронза. "Дельфийский возничий" - одно из немногих бронзовых произведений начала V века до н. э.,
дошедших до нас почти в первозданном виде. Большинство скульптурных шедевров классического периода дошли до нас в сильно поврежденном виде или вообще
в фрагментах, многие утрачены
и известны нам по старинным описаниям и по более поздним римским копиям.
|
Эллинистическое искусство
Создание Александром Великим Македонской империи произвело в греческом искусстве переворот. Исчезли строгость и
благородная простота, появилось стремление к пышности, усложненности композиции, интерес к индивидуальности
человека. В архитектуре усложнялись формы, появились листья на капителях коринфского ордера. Скульптура стала живее, но позы статуй вычурнее.
Парфе нон был дополнен галереей с кариатида ми - колоннами в виде красиво задрапированных женских фигур с тонкими
чертами. Художники искали образец человеческой красоты согласно пропорциям, предложенным скульптором Праксителем (работал в IV веке до н. э.).
Следующие поколения художников, развившие искусство портретной скульптуры, пытались отразить по просьбе македонских правителей - преемников
Александра, психологию своих моделей, и воспроизвести движение, как это видно на примере Венеры Милосской. |
|