РОМАНСКОЕ ИСКУССТВО И ГОТИКА

РОМАНСКОЕ ИСКУССТВО И ГОТИКА
Витраж Шартрского собора, фрагмент, готическое искусство, XII век, цветное стекло, свинец, Шартр, Франция
Романское искусство, которое возникло в X веке, и готическое искусство XII века различаются не только техникой, но и трактовкой образа Бога в архитектуре и скульптуре.

РОМАНСКОЕ ИСКУССТВО И ГОТИКА

Ангерран Картон
Пьета из Вильнев-лез-Авиньона.

ок. 1450 г., масло, дерево,
163x219 см, Лувр, Париж

С начала романского периода до конца готического прошло пять веков, за время которых архитектура приспособилась к новым духовным запросам людей. Церковные постройки становились все более зрелищными. В искусстве чистота и величественность постепенно уступали место эмоциональности и утонченности.

Строительство церквей

Начиная с X века растет число церквей в Германии, Италии, Испании и Франции, увеличиваются их размеры и высота. Церковь - это место, где христиане могут найти прибежище и вознести молитву Всевышнему. Многочисленные романские церкви строятся вдоль паломнических трасс. Например, церкви в Риме или в Сантьяго-де-Компостела (Испания), которые были выстроены по инициативе монахов аббатств Сито и Клюни. В романский период (с X по XII век), старые деревянные кровли заменялись каменными, более тяжелыми. В церковном строительстве широко стали применяться своды-полуарки, образующие опору для крыши и переносящие всю нагрузку на стены. Чтобы стены оставались устойчивыми под воздействием распора, понадобилось впритык строить второе, меньшее по размерам здание. С задней стороны собора Богоматери в Паре-ле-Моньяль хорошо виден ряд построек, жмущихся по периметру к основному зданию, чтоб его поддерживать.





Храмы становятся выше и светлее

В готический период (Х1П-ХУ века) архитекторы пытаются найти иное решение для распределения нагрузки основной конструкции храма в отличие от строительства дополнительных зданий, утяжеляющих сооружение. Возникает система аркад, опирающихся на стены и связывающих их с наружной колоннадой церкви. Окон становится больше, форма их вытягивается, что усиливает впечатление устремленности ввысь. Свет в помещение проникает через витражи, сделанные из кусочков разноцветного стекла. Готическая скульптура на фасадах церквей сначала ограничивалась только статуями-колоннами: длинные неподвижные силуэты царей и пророков, строгие лица, тела, лишенные бедер и плеч. В начале XIII века скульптура ожила: возникла пластика, лица помолодели, появилась "льющаяся" драпировка. XV век венчает развитие готики рядом живописных произведений удивительной силы ("Пьета" из Вильнев-лез-Авиньона). Мастера раз личных ремесел изобретают все более сложные техники. Мы видим это на примере тонких и изящных гобеленов ("Дама с единорогом"). Готическое искусство становится все более смелым, но иногда теряется в деталях.

РОМАНСКОЕ ИСКУССТВО И ГОТИКА

Фасад собора в Реймсе, готическое искусство, XIII век, башни XIV-XV веков, Реймс, Франция



Продолжение
Готика во Франции