РОКОКО И НЕОКЛАССИЦИЗМ

РОКОКО И НЕОКЛАССИЦИЗМ
АНТУАН ВАТТО. Общество в парке, фрагмент, 1717 г., дерево, масло, Лувр, Париж
Революция 1789 г. уничтожила королевский режим во Франции, с которым исчезло рококо, художественное направление, наследовавшее барокко. Еще раз античность стала образцом чистоты и величия, достойным подражания.

По античному образцу

В конце XVIII века неоклассицизм распространился по всей Европе. Итальянский скульптор Антонио Канова (1757-1822)-один из главных его представителей. Он старается усовершенствовать античную скульптуру и часто выбирает мифологические сюжеты, как, например, в своем шедевре, иллюстрирующем миф об Амуре и Психее.

АНТОНИО КАНОВА Психея,
воскрешаемая поцелуем Амура 1793 г., мрамор, 155 х 168 х 101 см. Лувр, Париж

РОКОКО И НЕОКЛАССИЦИЗМ
РОКОКО И НЕОКЛАССИЦИЗМ

ФРАНСИСКО ГОЙЯ Расстрел повстанцев в ночь на 3 мая 1808 года
1814 г., холст, масло, 266 х 345 см. Музей Прадо, Мадрид

Барокко, рокайль и рококо

Слово рококо происходит от слова рокайль, обозначающего орнаментальный стиль, имитирующий скалы и ракушки. Он был инспирирован формами барокко. Стиль рокайль характерен для общества, в котором богатый человек проводит время в роскоши и бездействии на "галантных" праздниках, которые писал Антуан Ватто (1684-1721). Живопись этого художника, которой так восхищались в свое время, рассматривалась позже как слишком легковесная и сурово осуждалась. В действительности эта легкость похожа на печаль: картины Ватто купаются в лучах уходящего дня.


Неоклассицизм

В конце XVIII века французский философ Дени Дидро подчеркивал, что искусство должно "делать добродетель привлекательной, а порок - отталкивающим, и вызывать здоровый смех". У искусства есть моральная функция - указывать людям дорогу, по которой они должны идти. Это было время, когда были сделаны большие археологические открытия в Помпее, на юге Италии, и снова вошла в моду культура Римской империи. Это возрождение интереса к античности дало толчок к появлению во всех европейских странах художественного направления, получившего название "неоклассицизм". Неоклассицизм искал в античности не только "идеал красоты", но и образцы высоких помыслов, смелости, патриотизма. Жизнь великих людей античности вдохновляла политических деятелей и полководцев, и их подвиги воспевались в живописи и скульптуре. Для Антонио Кановы (1757-1822) идеальная красота принимает облик мечты, запечатленной в мраморе, тогда как Жак-Луи Давид (1748-1825) в картине "Смерть Марата" прославляет героическую смерть вождя революции.
РОКОКО И НЕОКЛАССИЦИЗМ

ЖАК ЛУИ ДАВИД Смерть Марата
1793 г., холст, масло, 145 х 128 см. Королевский музей изящных искусств. Брюссель

РОКОКО И НЕОКЛАССИЦИЗМ (Продолжение)
БАРОККО И КЛАССИЦИЗМ