ПИТЕР ПАУЛЬ РУБЕНС Снятие с креста
1612г., холст, масло, 420x310 см, Анверский собор (Бельгия)
|
Во второй половине XVI века Европу потряс кризис. В то время как католики признавали авторитет папы, верующие ряда стран Северной и
Центральной Европы хотели избавиться от этого посредника между Богом и людьми и самостоятельно искать путей к Богу. Это были анг-ликане
в Великобритании и протестанты в Германии и Нидерландах. Религиозная смута проявилась в искусстве того времени в так называемой
"маньеристской" живописи, еще несшей на себе далекие отсветы Ренессанса, но отличавшейся усложненными и беспорядочными формами. На заре XVII
века Италия вступила в полосу реакции. Именно тогда художник Мике-ланджело Меризи, по прозвищу Караваджо
(1571-1610), стал зачинателем простого, но очень драматического направления в живописи, основанного на игре света и тени. С другой стороны,
католическая церковь пыталась объединить художников посредством новых идей и образов.
Так возникло новое зрелищное искусство, которое должно было ослепить и подчинить людей - искусство барокко.
|
КАРАВАДЖО Медуза
фрагмент, 1599 г., масло, холст, наклеенный на щит,
Галерея Уффици, Флоренция (Италия)
|
Караваджо - мастер светотени
Мятущееся искусство Караваджо порождено окружающей его действительностью. Молодой человек из небогатого крута, повеса и дуэлянт, Караваджо половину жизни писал, а вторую половину провел
в тюрьмах или в бегах, преследуемый наемными убийцами. Почти все его работы полны кровавых сцен насилия, разыгрываемых в грязной, отталкивающей обстановке, когда свет выхватывает из мрака резко очерченные лица и фигуры - это и есть светотень. В Риме картины привлекли внимание публики и потрясли ее прямотой страстей художника и психологией изгоя. В результате Караваджо стал получать много заказов из религиозных кругов. Он умер в 1610г., скорее всего, был убит. Но мода на "караваджизм" и его светотень быстро распространилась в-Испании, Франции, а также в Северной Европе.
|
КАРАВАДЖО Обращение святого Павла
1601 г., холст, масло, 230 х 175 см. Церковь Санта-Мариа дель Пополо, Рим
|
Церковь и искусство барокко
Слово барокко происходит от португальского ювелирного термина, обозначающего жемчуг неправильной формы. Искусство
барокко, зародившееся около 1600 г., отличалось буйным динамизмом форм, преувеличенными эмоциями, синтезом архитектуры и живописи, когда
благодаря иллюзионистскому использованию пространства интерьера живопись открывала путь в бесконечность небесных высей.
У Джанлоренцо Бернини (1598-1680) архитектура и скульптура соединили в единое целое возвышенные небесные и
вполне земные страсти. Религиозный экстаз святой Терезы носит у него откровенно эротический характер. Полотна
Питера Пауля Рубенса (1577-1640) представляют собой буйный водоворот человеческих фигур. В картине "Ярмарка"
художник показывает, что искусству барокко под силу изображение не только религиозных эмоций, но и вполне земных
народных празднеств.
Джанлоренцо Бернини Экстаз святой Терезы
Версаль
Созданный при Людовике XIV (1661-1715), Версаль являет собой королевскую архитектуру в полном смысле этого слова. Для строительства своего дворца король призвал самых знаменитых художников и архитекторов: Луи Лево и Жюля-Ардуэна Мансара, которые возвели замок, где пропорции создают самую чистую экспрессию в классическом стиле. Сады, спланированные Анд-рэ Ленотром, служат прекрасным обрамлением жемчужине архитектурного и декоративного искусства, изваянной во славу короля. Бассейны, фонтаны, геометрические клумбы украшены статуями работы самых знаменитых скульпторов.
|