МЕНЮ РАЗДЕЛА:    Искуство древнего мира / Искусство Европы / Искусство Востока / Древнерусское и русское искусство / Искусство Африки / Океания и Северная Америка / Искусство 20 века

Русская гравюра

РАЗВИТИЕ ГРАВЮРЫ В РОССИИ

Святой Христофор. Гравюра на дереве. 1423.

Несколько столетии насчитывает история развития гравюры в России. Как самостоятельная область изобразительного искусства она заявила о себе в последней четверти XIX века. До этого перевод рисунков на медные, цинковые или деревянные доски служил лишь распространению произведений художников-живописцев.

Появление собственно гравюры относится к XII столетию. Тогда еще не было печатного станка, оттиски изготовляли ручным способом. Они до нас не дошли. Остались лишь письменные упоминания о некогда существовавших печатных рисунках.

Первоначально в этой технике воспроизводились прежде всего уникальные творения живописи, из-за высокой цены недоступные населению. Это были портреты и картины известных мастеров того времени. Создавались также иллюстрации к сатирическим произведениям и игральные карты. С подобными гравюрами вышли "Книга о восьми плутовствах", "Басня о больном льве", "Жалоба против смерти", "Тяжба со смертью". Появляются и иллюстрированные издания научного характера, например, "Разные виды городов", "Хиромантия" и "Первая космография Птолемея".

В конце XV века в странах Западной Европы гравюра обретает значение подлинного вида искусства. Рисунки на досках выполняют такие знаменитые мастера живописи, как Дюрер, Гольбейн, Кранах. Мастера-ремесленники принимают участие лишь в самом процессе их изготовления.

В России гравирование на дереве возникло в одно время с книгопечатанием - во второй половине XVI века. По царскому повелению в Москве в 1564 году Иван Федоров выпустил книгу "Апостол"; в виде приложения к ней появилась первая гравюра, изображавшая евангелиста Луку.

Гравюра достигает расцвета с развитием книжного дела. Лучшие мастера книжного дела и граверы переезжают в Москву после воссоединения Украины с Россией. Среди произведений той поры следует упомянуть "Антиминс", вырезанный на оловянной доске казначеем Знаменского монастыря Иосифом в 1676 году, и работы на дереве к "Апокалипсису" иерея Прокопия. В числе первых московских граверов, работавших в Оружейной палате Московского Кремля, встречаются имена Афанасия Трухменского и его ученика Василия Андреева, Леонтия Бунина и знаменитого царского изографа - Симона Ушакова, братьев Алексея и Ивана Зубовых.

Во второй половине XVII века в Москве за Сретенскими воротами строится слобода печатников. Сретенка и слобода печатников становятся продолжением улицы просвещения - Никольской (теперь улица 25 Октября), где в XVI веке находился первый печатный двор. Торговали печатными картинками у стен Земляного вала, вблизи Троицкой церкви, которая впоследствии как место торга листами стала называться "Троица в Листах". Во второй половине XVIII века изготовление их перемещается на Спасскую улицу, на фабрику купца Ахметьева. Наряду с гравюрами культового содержания появляется лубок, получивший широкое распространение среди населения России.

Е. Чемесов. Портрет Елизаветы Петровны. Офорт, сухая игла, резец.

Е. Чемесов. Портрет Елизаветы Петровны. Офорт, сухая игла, резец.

Н. Уткин. Портрет А. Куракина. Резец. 1812.

Н. Уткин. Портрет А. Куракина. Резец. 1812.

Продолжение