Несколько столетии насчитывает история развития гравюры в России. Как самостоятельная область изобразительного искусства она
заявила о себе в последней четверти XIX века. До этого перевод рисунков на медные, цинковые или деревянные доски служил лишь
распространению произведений художников-живописцев.
Появление собственно гравюры относится к XII столетию. Тогда еще не было печатного станка, оттиски изготовляли ручным способом.
Они до нас не дошли. Остались лишь письменные упоминания о некогда существовавших печатных рисунках.
Первоначально в этой технике воспроизводились прежде всего уникальные творения живописи, из-за высокой цены недоступные населению.
Это были портреты и картины известных мастеров того времени. Создавались также иллюстрации к сатирическим произведениям и игральные
карты. С подобными гравюрами вышли "Книга о восьми плутовствах", "Басня о больном льве", "Жалоба против смерти", "Тяжба со смертью".
Появляются и иллюстрированные издания научного характера, например, "Разные виды городов", "Хиромантия" и "Первая космография
Птолемея".
В конце XV века в странах Западной Европы гравюра обретает значение подлинного вида искусства. Рисунки на досках выполняют такие
знаменитые мастера живописи, как Дюрер, Гольбейн, Кранах. Мастера-ремесленники принимают участие лишь в самом процессе их
изготовления.
В России гравирование на дереве возникло в одно время с книгопечатанием - во второй половине XVI века. По царскому повелению в
Москве в 1564 году Иван Федоров выпустил книгу "Апостол"; в виде приложения к ней появилась первая гравюра, изображавшая
евангелиста Луку.
Гравюра достигает расцвета с развитием книжного дела. Лучшие мастера книжного дела и граверы переезжают в Москву после
воссоединения Украины с Россией. Среди произведений той поры следует упомянуть "Антиминс", вырезанный на оловянной доске казначеем
Знаменского монастыря Иосифом в 1676 году, и работы на дереве к "Апокалипсису" иерея Прокопия. В числе первых московских граверов,
работавших в Оружейной палате Московского Кремля, встречаются имена Афанасия Трухменского и его ученика Василия Андреева, Леонтия
Бунина и знаменитого царского изографа - Симона Ушакова, братьев Алексея и Ивана Зубовых.
Во второй половине XVII века в Москве за Сретенскими воротами строится слобода печатников. Сретенка и слобода печатников становятся
продолжением улицы просвещения - Никольской (теперь улица 25 Октября), где в XVI веке находился первый печатный двор. Торговали
печатными картинками у стен Земляного вала, вблизи Троицкой церкви, которая впоследствии как место торга листами стала называться
"Троица в Листах". Во второй половине XVIII века изготовление их перемещается на Спасскую улицу, на фабрику купца Ахметьева. Наряду
с гравюрами культового содержания появляется лубок, получивший широкое распространение среди населения России.
|
Е. Чемесов. Портрет Елизаветы Петровны. Офорт, сухая игла, резец.
Н. Уткин. Портрет А. Куракина. Резец. 1812.
|