ЭГЕЙСКОЕ ИСКУССТВО
Около 5000 лет назад на островах и побережье Эгейского моря стала складываться самобытная культура, которую по названию моря называют эгейской или по названию главных центров, крито-микенской. Она просуществовала почти 2000 лет, пока её не вытеснили в 12 веке до нашей эры пришедшие с севера греки. Поразительные по красоте и тонкости вкуса памятники оставила нам эта культура.Когда англичанин Артур Эванс со своими помощниками начал в 1900 году раскопки на острове Крит, его ожидали здесь интереснейшие находки. Они подтвердили достоверность историй, расказанных в древних мифах и в поэмах древнегреческого певца Гомера. В них прославлялись великолепие критских дворцов и могущество царя Миноса.
Самый большой дворец - Кносский сохранился лишь частично. Он состоял из сотен различных помещений, сгрупированных вокруг большого парадного двора. В их числе были тронный зал, колонные залы, смотровые террасы, даже ванные комнаты. Их водопроводы и ванны сохранились до наших дней. Стены ванных комнат украшают столь подходящие для такого места росписи, изображающие дельфинов и летающих рыб. Дворец имел чрезвычайно запутанный план. Ходы и коридоры внезапно поворачивают, переходят в подъемы и лестничные спуски, к тому же дворец был многоэтажный. Неудивительно, что впоследствии возник миф о критском лабиринте, где жил чудовищный человекобык и откуда нельзя было найти выход. Лабиринт связывали с быком, потому что он на Крите считался священным животным и то и дело попадался на глаза - как в жизни, так и в искусстве. Поскольку большая часть комнат не имела внешних стен - только внутренние простенки, - в них нельзя было прорубить окна. Помещения освещались через отверстия в потолке, в некоторых местах это были "световые колодцы", проходившие через несколько этажей. Своеобразные колонны расширялись кверху и были окрашены в торжественные красный, чёрный и жёлтый цвета. Стенные росписи радовали глаз весёлыми красочными созвучиями. Сохранившиеся части росписей представляют важные события, юношей и девушек во время священных игр с быком, богинь, жриц, растения и животных. Стены украшали также раскрашенные рельефы. Изображения людей напоминают древнеегипетские: лица и ноги - сбоку, а плечи и глаза - спереди, но их движения более свободны и естественны, чем на египетских рельефах.
На Крите найдено множество небольших скульптур, особенно статуэток богинь со змеями: змеи считались хранительницами домашнего очага. Богини в юбках с оборками, узкими открытыми лифами и высокими причёсками выглядят весьма кокетливо. Критяне были прекрасными мастерами керамики: глиняные сосуды красиво расписаны, особенно те, где с большой живостью изображены морские животные, например осьминоги, охватывающие своими щупальцами округлое тулово вазы.
В 15 веке до нашей эры с полуострова Пелопоннес пришли ахейцы, ранее бывшие в подчинении у критян, и разрушили Кносский дворец. С этого времени власть в районе Эгейского моря перешла в руки ахейцев, пока их не покорили другие греческие племена - дорийцы.
На полуострове Пелопоннес ахейцы соорудили мощные крепости Микены и Тиринф. На материке опасность нападения врагов была куда большей, чем на острове, поэтому оба поселения были построены на холмах и обнесены стенами из огромных камней. Трудно представить, что человеку по силам управиться с такими каменными громадинами, поэтому следующие поколения создали миф о гигантах - циклопах, помогавших людям строить эти стены. Здесь тоже были найдены стенные росписи и художественно выполненные предметы быта. Однако по сравнению с жизнерадостным и близкими к природе критским искусством искусство ахейцев выглядит по-другому: оно более сурово и мужественно, прославляет войну и охоту.
Вход в давно разрушеную микенскую крепость до сих пор охраняют два вырезанных в камне льва над знаменитыми Львиными воротами. Неподалёку располагаются гробницы правителей, которые первым исследовал немецкий купец и археолог Генрих Шлиман (1822-1890). С детства он мечтал найти и раскопать город Трою; о войне троянцев с ахейцами и гибели города (12 век до н.э.) рассказал в поэме "Иллиада" древнегреческий певец Гомер. Действительно Шлиману удалось найти на северной оконечности Малой Азии (в нынешней Турции) развалины города, который считают древней Троей. К сожалению, из-за излишней спешки и недостатка специального образования он разрушил значительную часть того, что искал. Тем не менее он сделал множество ценных находок и обогатил знания своего времени об этой далёкой и интересной эпохе.
Крито-Микенское искусство
Ещё 3000 лет до н. э. на островах Эгейского моря и на его побережье начала формироваться уникальная культура, которую стали называть эгейской, Крито-Микенской культурой. Она просуществовала около двух тысяч лет. В 12 в. до н. э. её уничтожили пришедшие с севера греки.Центр этой культуры обнаружил немецкий коммерсант, археолог-любитель Генри Шлиман и английский археолог Артур Эванс. Используя поэмы Гомера они искали следы мифологического прошлого. В 1870 г. Шлиман нашёл Трою, а Эванс в 1900 г. начал раскопки на острове Крит. Он обнаружил самый известный архитектурный памятник - покои Кноса.
Сохранилась лишь часть от больших покоев Кноса. Их составляют сотни разнообразнейших помещений, каждое имело свой большой парадный двор. Посреди них - главный зал, искусные колонны, балконы, множество комнат. Свет и воздух поступал в помещения через отверстия в потолке. Был проведён водопровод, канализация, имелись стеклянные двери, лифты, ровно отделанные лестницы и ванны такой же формы, как и современные. Несколько этажей построены по бесконечному замкнутому плану. При входе корридоры постоянно поворачиваются, поднимаются и опускаются. Это напоминает описание Лабиринта греками, который принадлежал правителю Крита Миносу. В Лабиринте жил Минотавр - полубык, получеловек. Приходившие приносили Миносу дань - каждый год приводили несколько юношей и девушек, которых съедал Минотавр. Афинский герой Тесей убил Минотавра и вышел из Лабиринта при помощи клубка, который дала ему дочь Миноса Ариадна.
Палаты Кноса раньше имели множество фресок и цветных рельефов. Лучше всех сохранившийся - "Король знаний", легко идущий через цветущее поле юноша. Изображение напоминает месопотамские и египетские рисунки (лицо и ноги - сбоку, а плечи и глаз - спереди), но он более свободный и естественный. На остальных стенах изображены фрагменты, изображающие богов, колдунов, девушек, юношей, растения и животных. Изображения женщины в живописи и в скульптуре однообразны: широкая талия, обнажённые и изогнутые руки, нос широкий, но маленький, с горбинкой, рот почти неулыбающийся, причёска вычурная - с жемчужным гребнем, платье тёмно-синее с тёмно-голубыми вставками. Изображённые женщины могли быть колдуньями или богинями.
Практически ничего не известно о Критской вере. Люди не сооружали церквей, т.к. молились в пещерах, в лесах, в горах. Найдено только много маленьких скульптур с изображением богов. Предполагают, что высший бог был женского пола.
Жители Крита - хорошие мастера керамики. Им было известно гончарное колесо и цветная глазурь. Найдено много резной глиняной мебели. В росписях ваз использовались морские мотивы. Известная ваза с осьминогом хорошо подходит под определение Эгейской керамики.
В конце 15 в. до н. э. на острове произошла катастрофа. Возможно, весь остров покрыло извержение вулкана. Территорию острова заняли ахейские племена, а всё коренное население перебралось на материк.
Когда Критская цивилизация угасла, центр эгейской культуры тоже перенёсся на материк. Там возник город Микены. Государство много воевало, одна из войн - война с Троей. Ахеи строили города на высоких горах. Позже такие города стали называть акрополями. Помещения микенского акрополя не сохранились, они были построены по простому понятному плану. Вокруг центрального здания - мегарона - пространство, занятое другими строениями, впереди - портик. Его план был заимствован у греков. В 13 в. племена дорийцев заняли ахейские города. Пала Крито-Микенская цивилизация, ранний этнический этап, прелюдия богатой культуры древних греков.