Океания и Северная Америка

Маска малангган (фрагмент) из Новой Ирландии (Меланезия), конец XIX века, полихромная роспись по дереву, Этнологический музей, Базель, Швейцария
Маска малангган (фрагмент) из Новой Ирландии (Меланезия), конец XIX века, полихромная роспись по дереву, Этнологический музей, Базель, Швейцария

Когда-то скульптура и живопись жителей островов Океании и американских индейцев считались грубым и примитивным искусством. Сегодня мы восхищаемся почти магической силой и экспрессивной мощью этих произведений.
Океания и Северная Америка: Магическая маска, меняющая свой облик

Магическая маска, меняющая свой облик
искусство индейцев племени тлингит (Канада), XIX век, раскрашенное дерево, прибл. 28 х 70 см (в раскрытом виде). Музей человека, Париж
Наши знания об искусстве народов Океании и Северной Америки опираются на впечатления от предметов, купленных или обмененных у местных жителей европейскими исследователями в давние времена. Смысл и функции этих предметов до сих пор часто остаются тайной. Скульптуры Океании в основном связаны с исполнением ритуалов. Масками и статуями пользовались во время церемоний. Таковы гримасничающая маска ("бибабо") Кукаилимоку, бога войны на Гавайях (Полинезия) и маска "маланг-ган" из Новой Ирландии (Меланезия), очень яркая, с геометрическим узором, которую надевали во время похорон. Что касается искусства индейцев Северной Америки, то оно связано с культом природы.



Исчезнувшие культуры

Тысячи километров морского пространства разделяют острова Океании. Но сходство форм, культов и языков народов, их населяющих, свидетельствуют об их родстве. Можно предположить, конечно, что большинство из них прибыло сюда с массовой миграционной волной из Азии, начавшейся в середине II тысячелетия до н. э., чтобы позже расселиться по тихоокеанским островам. В наше время эти острова делят на три группы по мере давности их заселения: Микронезия, Меланезия (включающая Новую Ирландию и Новую Гвинею) и Полинезия (включающая Таити, Новую Зеландию, Гавайи и остров Пасхи). Эти острова, европейцы открыли в XVII веке и колонизировали в XVIII-Х1Х веках.
Память о мертвых

Каменные великаны с острова Пасхи и особенно "диковинки" - посмертные маски предков с острова Новая Гвинея, которые снимались с черепов мертвых воинов и украшались настоящими волосами, - пугали, забавляли, приводили в изумление мореплавателей, их открывших и привезших в Европу. Позже, в начале XX века, мастера экспрессионизма (см. с. 76-77) стали вдохновляться этими скрюченными и наводящими ужас формами из дерева, веревок, глины или камня.
Индейские тотемы и маски

Искусство индейцев из племени тлинги-тов - зрелище впечатляющее. Оно кажется таким же древним, как сам род человеческий. Северо-Запад американского континента, за два тысячелетия до появления первых европейцев, уже населяли люди. Тлингиты занимали лесистую зону на Крайнем Севере, там, где сейчас находится Аляска. Племя многие века хранило воспоминания о древнем культе лесов и вод, пришедшем из Сибири. Тлингиты вырезали большие тотемы, увенчанные фигурами животных и птиц со сложенными крыльями, а также двойные маски-скульптуры, изображающие



Океания и Северная Америка: Голова предка с острова Новая Гвинея

Голова предка с острова Новая Гвинея,
1915 г., посмертная маска, расписанная и украшенная человеческими волосами, 20 х 14 х 20 см Музей человека, Париж





Статуя с острова Пасхи
V-XV века, вулканический камень, приблизительно 150 см (высота), остров Пасхи (Чили)

Океания и Северная Америка: Статуя с острова Пасхи

Рисунок на теле (татуировка)

Искусства, связанные с украшением тела, очень популярны как в Океании, так и в Африке. Татуировка заключается в фиксировании на коже цветных материалов, которые невозможно смыть. Татуированный узор носит функции не только декоративные, но и защитные: это магический щит воина. Татуировка существует и сегодня в Полинезии, например у племени маори в Новой Зеландии.