Древняя Америка

Древняя Америка: Храм-пирамида Чичен-Ица, искусство майя периода господства тольтеков, ок. 950-1500 гг., Юкатан, Мексика
Храм-пирамида Чичен-Ица, искусство майя периода господства тольтеков, ок. 950-1500 гг., Юкатан, Мексика

История искусства доколумбовой Америки насчитывает более 25 столетий. Оно явилось результатом взаимовлияния более или менее развитых культур разных народов: ольмеков, майя, тольтеков, ацтеков и инков.
Древняя Америка: Ацтекский щит с изображением койота
Ацтекский щит с изображением койота
ок. 1500 г., золотая нить, перья кетцаля и розового фламинго, 64 см (диаметр). Этнографический музей. Вена (Австрия)
Термин "доколумбовы" относится к культурам, которые существовали на территории Центральной и Южной Америки до открытия Америки Христофором Колумбом в 1492 г. Некоторые из этих культур были тогда в полном расцвете, как, например, культура ацтеков (простиравшаяся от современных границ Мексики до Гватемалы) или культура империи инков (современное Перу): обе они были разрушены испанцами в XVI веке. Другие культуры уже исчезли или шли к упадку, как, например, культура ольмеков, живших на побережье Мексиканского залива, а также культуры майя и тольтеков, проживавших на полуострове Юкатан на западе Мексики.


Пирамиды Майя

Культура майя основана на знании законов смены времен года и движения планет. Опираясь на эти знания, они определяли местоположение для своих религиозных центров, которые порой превращались в настоящие обсерватории, состоявшие из нескольких пирамид, связанных переходами. В доколумбовой Америке майя, несомненно, были самыми искусными архитекторами и каменщиками. Они освоили две основных техники строительного искусства: строительство сводов, позволявших создавать потолки очень большой площади, и использование цемента, позволявшее возводить прочные стены даже из некрупных камней. Начиная с IX века майя преодолели господство тольтеков, но продолжали возводить огромные сооружения, вроде храма-пирамиды Чичен-Ица.
Ацтекские изделия из перьев

К XV веку ацтеки покорили все народы Центральной Америки и беззастенчиво грабили их во всех отношениях, в том числе и с точки зрения богатств культуры. Они заимствовали монументальные скульптурные формы у майя и тольтеков, но в отличие от них обращали особое внимание на индивидуальный облик персонажей, что заметно на примере статуй бога Кетцалькоатля, высеченных из красного камня - порфира. Мужественные воины и строители огромных городов с дворцами, храмами, садами, каналами, ацтеки были одновременно и хорошими художниками и ремесленниками, делавшими удивительной красоты вещи даже из такого странного материала, как птичьи перья. В 1519 г. во время первой высадки испанцев, император Монтесума, пытаясь завязать с ними торговые отношения, подарил Эрнандо Кортесу удивительные короны и щиты из перьев.
Изделия из золота и серебра и гончарное искусство инков

Во главе империи инков стоял властитель, почитаемый под именем Сын Солнца. Несколько городов, построенных в неприступных местах, таких, как священная тайная цитадель Мачу-Пикчу 'в Андах, подтверждают дар инков преодолевать природные препятствия и горы Перу. Ремесленное искусство тоже достигло высокого уровня техники, например в работах из золота, серебра или бронзы. Гончары делали филигранные изделия, в основном геометрических форм.


Церемониальный нож, искусство чиму,
ок. 1000-1400 гг., золото и серебро, инкрустация бирюзой. Музей золота Перу, Лима

Древняя Америка: Церемониальный нож, искусство чиму


Золото инков
Многочисленные золотые предметы инков, главным образом драгоценности и принадлежности религиозного культа, возбудили алчность испанцев, захвативших Перу около 1530 г. Украшенные камнями (здесь бирюзой), они иногда создавались с помощью техники литья и представляли собой весьма увесистые цельнометаллические предметы. Они изготовлялись также техникой ковки "дутого золота" и тогда были полыми и легкими.
В 1495 г., когда испанские корабли показались у побережья Нового мира, на этом большом континенте жило множество индейских племен и народностей, имеющих разный уровень развития. Большинство из них были охотники, рыболовы, простые земледельцы. Только в двух, сравнительно небольших областях Западного полушария - в Мезоамерике (Мексика, Гватемала, Сальвадор, Гондурас) и в Андах (Боливия, Перу) - испанцы встретили индейскую цивилизацию высокого уровня. На их территории родились самые высокие достижения доколумбовой Американской культуры.

Открытие Америки имело особенные политические, экономические и интеллектуальные последствия. В конце XV в. - в начале XVlв. в Западном полушарии встретились два мира, совсем не похожие один на другого, стоящих на разных культурных и исторических стадиях развития. Уровень опережающих индейских цивилизаций соответствует архаичным древним восточным государственным формам, а Европа в то время жила в эпохе ренессанса. Однако Американские индейцы могли чем поделиться с прибывшими.

Так в Европу попали картофель, табак, помидоры, кукуруза, какао, а так же хинин, каучук и др. Инки, перед тем как встретились с европейцами, использовали бронзовые оружия и орудия труда. А в Мезоамерике металлы ( исключая железо) быыли найдены в начале l тысячелетия и использовались для украшений и производства культовых потребностей.

Индейцы Перу не имели своей письменности (точно это неизвестно), а в Средней Америке может быть уже 3 тысячи лет назад быыла создана местная письменность индейцев, так же оригинальный способ записывания дат. Майа, ацтеки оставили кодексы, которые содержат информацию Мексиканского государства в предколумбийском периоде. В пустыне Наска (Перу) были найдены огромные рисунки (например, 120-метровая птица, 200-метровая ящерица , в другом месте - обезьяна-великан).
Древняя Америка: Статуя бога Кетцалькоатля



Статуя бога Кетцалькоатля
искусство ацтеков,
начало XVI века,
красный порфир, 44 см (высота),
Музей человека, Париж



Ацтеки переняли у тольтеков не только технику и художественную форму, но и богов. Так Кетцалькоатль, бог растительности и возвращения весны, стал у ацтеков богом жрецов, религиозной мысли и искусства.