Искусство ислама
Страница Корана, фрагмент, ХН-Х1П века, Музей ислама, Каир (Египет) |
|||||||
Мусульманская религия запрещала изображение человека и животных в искусстве. Поэтому в странах ислама искусство исторически сложилось орнаментальным, отдававшим предпочтение абстрактным, геометрическим и стилизованным формам. | |||||||
|
|||||||
Каллиграфия - искусство изображения слова, доведенное в арабских странах до высшей степени совершенства.
Мохаммад сказал: "Письмо - половина знания". В арабских странах степень владения каллиграфией была показателем образованности и духовного совершенства человека. Это неудивительно, потому что любой образец средневековой арабской каллиграфии - произведение художника, математика и тонкого стилиста в одном лице. Основы каллиграфии преподавались в начальной школе и духовном училище (медресе). Однако подлинными виртуозами были лишь немногие избранные каллиграфы ("хаттаты"), искушенные во всех тонкостях арабских почерков и начертаний. "Красота человека - в красоте его письма, а еще лучше, если оно у мудрого" (известный восточный афоризм). Нет также ничего удивительного в том, что стили письма были канонизированы. В основе канонизации лежала строгая система "уставного письма" ("хатт мансуб"), разработанная багдадским каллиграфом Ибн-Муклой (886-940). Это система пропорций, определяющих соотношение горизонтальных и вертикальных элементов букв, а также букв в строке. Канонические виды арабской каллиграфии (почерки): Куфи - самый ранний почерк - геометризованно-монументальный. Тяготеет к прямым линиям, четким геометрическим формам. Господствовал до XII века. Канонизирован как почерк, которым пишут названия сур Корана . "Шесть стилей" классического арабского письма: Насх - "переписка" - горизонтальный, строгий почерк. Мухаккак - "правильный". Сульс - "одна треть" - криволинейные и прямолинейные элементы соотносятся в пропорции 1/3. Очень "гибкий" почерк . Тауки - "указ" - самый убористый почерк. Рика - "скорописный". Райхани - "базиликовый" - очень изысканный почерк, его сравнивали с ароматом цветущего базилика. Позже в отдельных регионах исламского мира выработались другие разновидности почерков. Так, персидскими каллиграфами были введены еще два стиля: Талик (таалик) - быстрый в исполнении (скорописный). Насталик - скорописный, наиболее распространенный почерк. Выработался при слиянии "насха" и "талика". В мавританской Испании был разработан "Андалузский Магрибский почерк", типичные примеры которого вы видите на нижних рисунках. От избранного стиля зависел способ очинки тростникового пера (калама): "Калам очиняется косо, и знай - кончик калама должен соответствовать длине фаланги большого пальца, но багдадские писцы очиняют его по длине ногтя..." (из трактата 14 века). В 15 - 17 в.в. в мусульманском мире распространился особый вид искусства - кита - миниатюрная картина, представляющая собой в то же время образец одного или нескольких почерков. Не пожалейте времени, разверните и посмотрите образцы на рисунках. Потрясающе, не находите? Тугра - каллиграфически написанный личный знак монарха (халифа, султана), содержащий его имя и титулы, который ставился в начале каждого монаршьего указа. Искусство каллиграфии нашло самобытное воплощение в таком жанре народного творчества, как шамаили - настенные панно, которые по сей день можно встретить в интерьерах сельских и городских мусульманских домах. Шамаиль - в переводе с арабского языка - "оберег", а с персидского - "портрет", "изображение". Написанные на стекле масляными красками, своеобразные картины-изречения охранно-ритуального значения, сочетающиеся с орнаментально- живописным фоном, наряду с сурами Корана содержат философские изречения, афоризмы, цитаты из поэтических шедевров Востока. Шамаили с текстами фольклорного характера включают в себя строки из народных песен, пословицы, поговорки, иногда целые притчи - о смысле жизни, о красоте и светозарности знаний, учения. Основной элемент композиций шамаилей - это укрупненная вязь арабского письма "сульс", воссоздающая абстрактно-символическое содержание престольного стиха Корана. Тексты на шамаиль наносили с помощью трафарета или кальки, или непосредственно "живописали" их на обратной стороне стеклянной поверхности. Тонко раскатанная подцвеченная краской смятая фольга, иногда станиоль, подкладываемые под изображение, создавали в контрасте с фоном мерцающую, фантастически переливающуюся поверхность. Продолжение |