Искусство ислама

Искусство ислама: Страница Корана, фрагмент, ХII-ХIII века, Музей ислама, Каир (Египет)
Страница Корана, фрагмент, ХН-Х1П века, Музей ислама, Каир (Египет)

Мусульманская религия запрещала изображение человека и животных в искусстве. Поэтому в странах ислама искусство исторически сложилось орнаментальным, отдававшим предпочтение абстрактным, геометрическим и стилизованным формам.
Искусство ислама: Мечеть Аль-Азар

Мечеть Аль-Азар 970-972 гг., Каир (Египет)
Исламские постройки часто имели внутренний двор и были богато украшены.
Священная книга ислама - Коран - не содержит большого количества рекомендаций по поводу взаимоотношений религии и искусства. По мере распространения ислама в разных странах - от Испании до Индии, его искусство вбирало местные традиции этих стран. Первые мечети, предназначенные для коллективной молитвы,часто устраивались в зданиях, которые до того были предназначены совсем для других нужд.


Нежелательные изображения

VIII век - период стремительного распространения ислама в Северной Африке и Азии. Именно в ту эпоху на базе ряда изречений, приписываемых пророку Мухаммеду, были разработаны законы и принципы, регламентирующие искусство, в частности проблему изобразительности. В одном из таких изречений говорилось: "ангелы не входят в дома, где есть собака и в дома, где есть изображения", что было истолковано как нежелательность вообще любого изображения живых существ, как отвлекающих внимание верующего. Это требование касается только предметов исламского религиозного культа. Оно значительно строже воспрещения Кораном поклонения "идолам" других религий (изображениям Бога, которым поклонялись как самому Богу).

Это предписание не касалось светского искусства: резиденции мусульманских властителей богато украшались живописью, мозаиками, тканями и предметами гончарного искусства с изображениями людей и животных. Тем не менее художники старались по возможности приуменьшить схожесть с реальностью и предпочитали стилизованные формы.
Мечеть

Мечеть не отражает иерархических отношений между Богом и людьми. В противоположность средневековой христианской церкви, где эти отношения символизировались путем разграничения пространства с выделением клироса, предназначенного для проповедника, мечеть - просто место для коллективной молитвы. Пространство здесь сплошное, часто прямоугольное, над которым доминируют минареты - башни, с которых созывают правоверных на молитву. На каменных стенах здания выгравированы тексты священного Корана.

Арабская вязь и геометрический узор

Арабская вязь, используемая для оформления архитектуры мечетей, получила название "куфическое письмо". Термин происходит от имени города Куфа в Ираке, где, как долго ошибочно считалось, возникла эта письменность. Она использовалась для переписывания священных текстов, но ее можно увидеть и на простой посуде, например на фаянсовых тарелках, украшенных изречениями из Корана. Это письмо, которое поначалу было очень элегантным, прямым и четким, с веками становилось все более схематичным, так как его использовали неграмотные ремесленники, упрощавшие его при копировании. Исламское декоративное искусство
Искусство ислама: Тарелка с арабской вязью
Тарелка с арабской вязью
Хвек,
фаянс, прибл. 50 см (диаметр).
Лувр, Париж
Каллиграфия - искусство изображения слова, доведенное в арабских странах до высшей степени совершенства.

Мохаммад сказал: "Письмо - половина знания". В арабских странах степень владения каллиграфией была показателем образованности и духовного совершенства человека. Это неудивительно, потому что любой образец средневековой арабской каллиграфии - произведение художника, математика и тонкого стилиста в одном лице.

Основы каллиграфии преподавались в начальной школе и духовном училище (медресе). Однако подлинными виртуозами были лишь немногие избранные каллиграфы ("хаттаты"), искушенные во всех тонкостях арабских почерков и начертаний. "Красота человека - в красоте его письма, а еще лучше, если оно у мудрого" (известный восточный афоризм).

Нет также ничего удивительного в том, что стили письма были канонизированы. В основе канонизации лежала строгая система "уставного письма" ("хатт мансуб"), разработанная багдадским каллиграфом Ибн-Муклой (886-940). Это система пропорций, определяющих соотношение горизонтальных и вертикальных элементов букв, а также букв в строке. Канонические виды арабской каллиграфии (почерки):

Куфи - самый ранний почерк - геометризованно-монументальный. Тяготеет к прямым линиям, четким геометрическим формам. Господствовал до XII века. Канонизирован как почерк, которым пишут названия сур Корана . "Шесть стилей" классического арабского письма:
Насх - "переписка" - горизонтальный, строгий почерк.
Мухаккак - "правильный".
Сульс - "одна треть" - криволинейные и прямолинейные элементы соотносятся в пропорции 1/3. Очень "гибкий" почерк .
Тауки - "указ" - самый убористый почерк.
Рика - "скорописный".
Райхани - "базиликовый" - очень изысканный почерк, его сравнивали с ароматом цветущего базилика.

Позже в отдельных регионах исламского мира выработались другие разновидности почерков. Так, персидскими каллиграфами были введены еще два стиля:

Талик (таалик) - быстрый в исполнении (скорописный).
Насталик - скорописный, наиболее распространенный почерк. Выработался при слиянии "насха" и "талика".
В мавританской Испании был разработан "Андалузский Магрибский почерк", типичные примеры которого вы видите на нижних рисунках.

От избранного стиля зависел способ очинки тростникового пера (калама): "Калам очиняется косо, и знай - кончик калама должен соответствовать длине фаланги большого пальца, но багдадские писцы очиняют его по длине ногтя..." (из трактата 14 века).

В 15 - 17 в.в. в мусульманском мире распространился особый вид искусства - кита - миниатюрная картина, представляющая собой в то же время образец одного или нескольких почерков. Не пожалейте времени, разверните и посмотрите образцы на рисунках. Потрясающе, не находите?

Тугра - каллиграфически написанный личный знак монарха (халифа, султана), содержащий его имя и титулы, который ставился в начале каждого монаршьего указа.

Искусство каллиграфии нашло самобытное воплощение в таком жанре народного творчества, как шамаили - настенные панно, которые по сей день можно встретить в интерьерах сельских и городских мусульманских домах. Шамаиль - в переводе с арабского языка - "оберег", а с персидского - "портрет", "изображение".

Написанные на стекле масляными красками, своеобразные картины-изречения охранно-ритуального значения, сочетающиеся с орнаментально- живописным фоном, наряду с сурами Корана содержат философские изречения, афоризмы, цитаты из поэтических шедевров Востока.

Шамаили с текстами фольклорного характера включают в себя строки из народных песен, пословицы, поговорки, иногда целые притчи - о смысле жизни, о красоте и светозарности знаний, учения.

Основной элемент композиций шамаилей - это укрупненная вязь арабского письма "сульс", воссоздающая абстрактно-символическое содержание престольного стиха Корана.

Тексты на шамаиль наносили с помощью трафарета или кальки, или непосредственно "живописали" их на обратной стороне стеклянной поверхности. Тонко раскатанная подцвеченная краской смятая фольга, иногда станиоль, подкладываемые под изображение, создавали в контрасте с фоном мерцающую, фантастически переливающуюся поверхность.

Продолжение