Танцующий Шива
Х-ХIII век, бронза, 96х80х23 см. Музей Гиме, Париж
|
Древнеиндийская цивилизация долины Инда, получившая имя от названия реки Инд, протекающей на северо-западе
полуострова Индостан, - первая цивилизация, известная в Индии. Среди находок в одном из главных городов этой цивилизации,
Мохенджо-Даро (современный Пакистан), - изящные статуэтки из бронзы и камня. Но по-настоящему индийская художественная традиция
закладывается начиная с III века до н. э., с развитием буддизма. Мусульманское вторжение в XII веке привело к закату древнего
буддийского и индуистского религиозного искусства. Ислам принес в Индию новые архитектурные формы, часто декоративные и сложные.
Например, Дворец ветров в Джайпуре - настоящее каменное кружево.
|
Храмы и святилища
Индийское искусство почти всегда религиозно. Среди древних памятников архитектуры выделяются "ступы" - круглые по форме мемориальные сооружения,
связанные с культом Будды. Первые из них содержали мощи великого мудреца, основателя учения, а более поздние - его статуи. Буддисты высекали в
скалах храмы, интерьеры, которых украшались чудесными фресками, как в Аджанте. Возрожденный индуизм возводит по всей Индии столпообразные,
покрытые тончайшей резьбой по камню храмы, символизирующие священную гору Меру. Статуи и барельефы в них изображают великих индуистских
богов - Брахму, Вишну, Шиву, и эти статуи и барельефы представляют зачастую незаурядные произведения искусства. |
|
Танцовщица времен цивилизации долины ИндаСередина III тысячилетия до н. э., бронза, 10,2 см, национальный музей, Дели (Индия)
Греко-буддийское искусство
В провинции Гандхара в первые века н. э. появилась новая художественная школа, соединившая традиционные буддийские каноны с некоторыми
чертами греческого искусства, принесенного в Индию войсками Александра Македонского (конец IV века до н. э.). Так, бесчисленные изображения
Будды из камня и стука (смесь гипса, мраморной крошки и клея) приобрели характерно удлиненное лицо, широко открытые глаза и тонкий нос.
|
Голова Будды
фрагмент, Матхура (Северная Индия), VI-V века до н. э., розовый песчаник, Музей Гиме, Париж
|
Зашифрованные изображения
В любом из произведений индийского искусства - буддийском или индуистском - изначально заложена в закодированном виде религиозно-философская
информация. Так, чрезвычайно важна поза, в которой изображен Будда: медитации или поучения. Существуют канонические особенности облика Будды:
удлиненные мочки ушей, деформированные драгоценностями, которые он носил в молодости, когда был принцем; волосы, собранные в спиралеобразные
пучки на голове, и т. д. Такие детали дают зрителю ключ, помогающий определить идею и,
соответственно, необходимый для общения с божеством ритуал. Индуистское искусство также в значительной мере закодировано. Здесь важна
любая, даже мелкая, деталь - поворот головы божества, положение и количество рук, система украшений. Знаменитая статуэтка танцующего бога
Шивы - целая энциклопедия индуизма. Каждым прыжком своего танца он создает или разрушает миры; четыре руки означают бесконечное
могущество; дуга с язычками пламени - символ космической энергии; маленькая женская фигурка в волосах - богиня реки Ганг и т. д. Зашифрованность
смысла свойственна искусству ряда стран Юго-Восточной Азии, входящих в ареал индийской культуры.
|
ИСКУССТВО ДРЕВНЕЙ ИНДИИ
|