Техника живописи


Техника живописи
ЮБЕР РОБЕР. Проект переезда большой картинной галереи Лувра в 1796 г., фрагмент, холст, масло, Лувр, Париж
С первобытных времен до наших дней суть живописи остается неизменной: художник наносит на ровную поверхность полотна или доски более или менее густую кашицу цветных пигментов.


Техника живописи

АДРИАН ВАН ОСТАДЕ Мастерская художника 1663 г., масло, холст, 40 х 35 см. Дрезденская картинная галерея, Дрезден (Германия)

Живопись осуществляется с помощью красок - смеси порошков животного, растительного, минерального или синтетического происхождения. Чтобы иметь возможность наложить краски на основу, художник смешивает порошки с "вяжущим материалом", которым может быть чистая вода (фреска), клей, арабская камедь (гуашь, акварель, пастель) или яичный желток (клеевая краска или темпера). В XV веке открыли, что масло особенно эффективно связывает краски. С тех пор живопись маслом стала наиболее популярной техникой. Краски наносят на предварительно грунтованную основу -стену, деревянную доску, холст, бумагу, шелк, слоновую кость, металл, камень. Готовую картину обычно покрывают лаком, прозрачным раствором на масляной, бензиновой, смоляной основе, который позволяет ее лучше сохранить.

Первые фрески

В доисторические времена человек использовал красную, черную и желтую глины, чтобы изготавливать краски для росписей стен своих пещер. С течением веков - от античности и средневековья и до наших дней - техника фресковых росписей продолжала широко использоваться, в основном оставаясь неизменной: краски, изготовленные из цветных пигментов, растворенных в воде, накладываются кистью на стену или потолок, покрытые известковым раствором, пока он влажен и не успел высохнуть. Главный недостаток фресковых произведений заключается в том, что их нельзя перевозить. Кроме того, здесь художник не имеет права на ошибку: штукатурка сохнет очень быстро и переделки и исправления невозможны.

Техника живописи От масла до акрила

Чтобы преодолеть эти недостатки фресок, люди придумали "картину" - живопись на переносной основе - деревянных досках, кусках металла или бумажных листах, а начиная с XV века стали использовать куски холста, натянутые на раму. Это было замечательное открытие: холст крепче бумаги, легче дерева и практически не ограничен в размере. Чтобы писать на холсте, его ставят на мольберт. Американский художник Джексон Поллок, для огромных холстов которого не подходил ни один мольберт, расстилал их на полу. Краски за прошедшие века тоже претерпели изменения: водную основу сменила яичная, сделавшая краски менее прозрачными и более густыми, затем появились масляные краски, долго не сохнущие, что позволяло накладывать на полотно большое количество слоев и при необходимости исправлять написанное. До XIX века художники сами составляли краски и хранили их в маленьких кожаных мешочках. Затем были изобретены краски в тюбиках. Они облегчили жизнь художника и позволили ему чаще работать вне мастерской. И, наконец, современная химия создала еще более яркие и устойчивые к воздействию света краски - акриловые

ВИНСЕНТ ВАН ГОГ
Комната Ван Гога в Арле 1889 г.; холст, масло; 57,5 х 74 см; Музей Орсе, Париж
Японская Гравюра
КИТАГАВА УТАМАРО
Женщина у зеркала около 1790 г., гравюра; Британская библиотека. Лондон

Искусство гравюры

Техника гравюры заключается в том, что художник наносит рисунок не на бумагу, а сначала на гладкую поверхность - деревянную доску, металлическую пластинку, а потом уже делает с них оттиски на бумаге, в один или несколько цветов. Высоким мастерством многоцветной гравюры на дереве обладали японцы.

См. также Японская Гравюра