Как уже говорилось выше, скульптура -это объемный объект, обладающий тремя измерениями: высотой, шириной и глубиной. Если объект не
полностью отделен от своего заднего плана, как это часто встречается в декоре постаментов памятников, это барельеф. Прекрасный тому
пример - "Фараон Сети I и Хатор, богиня радости".
Если формы произведения почти полностью выступают из стены, оно называется горельефом, например "Сцена охоты" из храма Халебид в Индии. И,
наконец, если статуей можно любоваться со всех сторон, это - круглая скульптура, например "Венера Милосская". Ваять можно из любого
материала, но в зависимости от того, какой из них используется, меняются техники.
Техники, адаптированные к материалам
Основная скульптурная техника - лепка. Художник вылепливает руками из воска или влажной глины формы, которые он затем "доводит" с
помощью инструментов -шпателя или стека. Эта техника применяется для работы с мягкими материалами: глиной, воском, гипсом или пластилином.
Если скульптор, подобно Микеланджело, создававшему своего "Раба", работает с твердым материалом, таким, как мрамор, камень, дерево, слоновая
кость или драгоценные камни для миниатюрных форм, постепенно удаляя лишнее, то речь идет о высекании. Скульптор может также создать лишь авторскую
модель, которую мастер-специалист высечет из мрамора или камня, а автор ее потом подправит.Если используемый материал - бронза, применяется техника
литья. Жидкую бронзу заливают в форму, изготовленную художником по собственной модели, чаще всего гипсовой. Эта техника позволяет воспроизвести
модель в нескольких экземплярах.
Все источники воображения
XX век отмечен интенсивным поиском новых форм: имеющихся уже не хватает. Современные художники стремятся
воспроизводить даже пространство и время. Появились скульптуры движу
щиеся под воздействием ветра или мотора, а также светящиеся. Технических приемов, использующих возможности
современного производства, становится все больше и больше, так же как и материалов. Художники, например Рауль
Хаусманн, - к традиционным материалам (мрамору и бронзе) добавляют различные сварные и кованые детали
(медь, железо, алюминий), а также пластмассу, картон. Они даже используют промышленные отходы и предметы
повседневного обихода.
Искусство и ремесло
Искусство отличается от ремесла одним существенным моментом. В ремесле технические тонкости всегда одинаковы: слесарь, ставя заклепку,
пользуется раз навсегда наработанным опытом. В изобразительном искусстве художники постоянно изобретают новые технические приемы, чтобы
с их помощью создавать новые формы.
|
|