Искусство

История искусства

Микельанджело. Давид.

Мрамор. 1501-1504.
Микельанджело. Давид.

Микельанджело. Давид. Мрамор. 1501-1504.

Микельанджело. Давид. Улица Уффици во Флоренции. фото 1950-х г

Микельанджело. Давид. Улица Уффици во Флоренции.
    Еще не зная, как он выглядит целиком, я уже рисовал по отдельности нос "Давида", потом рот "Давида", глаз "Давида", ухо "Давида"... Не приходилось ли и вам, читатели, рисовать упомянутые гипсовые слепки, порой обижаясь на "Давида", никак не выходящего на бумаге? Гениальная скульптура итальянца Микеланджело* Буонарроти давно уже стала неотъемлемой частью процесса художественного образования. Отношения с ней у каждого, кто интересуется искусством, свои, личные.

    Очень личными они были и у создававшего "Давида" молодого скульптора. Микеланджело поистине воевал со статуей. Он сам писал об этом: "Давид" с пращой, я с луком - Микеланджело" **. Но, может быть, это не вражда, а горделивое союзничество? И Давид, и архангел Михаил (именно так переводится имя Микеланджело) считались святыми воинами. Первый согласно библейской легенде в юности защитил свою страну от чудовищного великана Голиафа, второй воевал с самим духом зла - Сатаной. Создавая статую, Микеланджело ощущал себя воином Добра.

    Мраморный "Давид" стал самой большой скульптурой Микеланджело. Высота его пять с лишним метров. Конечно, сама по себе огромность еще не достоинство, но как она усложняет работу скульптора!

    В Москве, в Государственном музее изобразительных искусств имени А. С. Пушкина есть хороший гипсовый слепок "Давида". Невысокий постамент позволяет подойти к нему так близко, как вынужден был находиться скульптор, когда вручную высекал статую с помощью резца и молота. Настолько малая доля целого видна с этого расстояния, что диву даешься той выверенности замысла и тому напряжению зрительной памяти, которые нужны были, чтобы чуть ли не на ощупь связать все части не просто в единую, а в прекрасную фигуру. Стоя на многометровых лесах, вплотную к глыбе мрамора, не отойдешь в сторонку, чтобы охватить ее одним взглядом. Но Микеланджело побелил в этой битве с трудностями и создал одно из самых гениальных произведений мировой скульптуры.

    Вот он, этот Гигант, как прозвали его современники. Легко и свободно стоит на каменистой земле, опираясь на правую ногу и подняв левую руку к плечу. Красивую голову с густой шапкой волос и необыкновенно правильными чертами лица повернул влево. Брови грозно нахмурены. От всей фигуры веет зрелой ясностью духа. На юность героя намекают только особенная стройность тела и непропорционально крупные, как у подростка, кисти рук. Величавая суровость гармонически сочетается в "Давиде" с гибкостью совершенного тела, великолепный урок анатомической красоты - с демонстрацией свободного и раскованного мужества.

    Сегодня этому шедевру более 500 лет, но история отатуи началась раньше, задолго до Микеланджело.

    Еще в XIV веке великий живописец Джотто, бывший одним из строителей флорентийского собора, изобразил его с мраморными статуями на крыше. В начале следующего века, то есть за сто лет до "Давида" Микеланджело, собор стоял еще без купола (который позднее соорудил Брунеллески), но решено было осуществить давнюю мечту о статуях. Хотели изобразить библейских героев и пророков. Молодой Донателло высек из мрамора двухметрового "Давида". Скульптура показалась мала, и попечители собора продали ее флорентийскому правительству за ненадобностью. Но как поднять на высоту большие статуи? Донателло и Брунеллески придумали сделать их из легкого дерева, обитого для прочности металлом, и выкрасить под мрамор; предлагали и другие материалы. Сомнения и колебания продолжались на протяжении десятилетий. Наконец, флорентийцы понадеялись на мощь новой техники, и в середине XV века была заготовлена огромная мраморная глыба ддя первой фигуры. Заказ на большого "Давида" получил Агостино ди Дуччо.

    За всю жизнь он не создал ни одной скульптуры, только рельефы, зато часто помогал великому Донателло в додсобных работах. Поэтому нёкоторые ученые думают, что он должкн был только предварительно обтесать глыбу (как говорят скульпторы, "оболванить") по чужому эскизу, а потом за дело взялся бы старый Донателло. Но Донателло умер и глыба осталась лежать без применения целых полвека, пока не нашли скульптора, которому можно было доверить такой труд. Им стал Микеланджело.

    Еще полвека спустя писатель и художник Вазари описал всю историю иначе (см. в библиотеке). Изучать подлинные документы, как нынешние ученые, он не мог, а пользовался устными рассказами, к тому же и собственная память иногда подводила. Так что в его замечательных "Жизнеописаниях", которые в нашей стране хорошо знают и любят, встречается путаница, и пользоваться этой книгой при изучении истории искусства нужно осторожно.

    У Вазари сказано, что глыба считалась безнадежно испорченной, и Микеланджело выпросил ее у правительства как ненужную, а потом всех удивил готовой статуей. Добавлен даже анекдот о том, как глава Флорентийской республики попросил скульптора укоротить нос Давида. Микеланджело притворился, что укорачивает, а успокоенный правитель тут же сказал: "Вот теперь хорошо". Все это лишь легенды. К 1501 году, когда Микеланджело начал работать над статуей, он был уже автором таких шедевров, как рельефы "Мадонна у лестницы" и "Битва кентавров", созданное в Риме "Оплакивание" (по итальянски - "Пьета") и "Мадонна", тогда же попавшая в Бельгию, в Брюгге. Поэтому руководство (собора, а не города) выбрало его для столь ответственной работы и доверило ценный материал. В договоре ни слова не сказано о том, что мрамор испорчен.

    Только потом, когда Микеланджело закончил своего Гиганта и оказалось, что поднять его на крышу все-таки не удастся, попечители собора передали статую городу. Специальная комиссия, в которую входили выдающиеся художники, архитекторы и инженеры - Боттичелли, Леонардо да Винчи, Сангалло и другие, - нашла ей удачное место на площади перед Палаццо Веккьо - дворцом флорентийского правительства. Соорудили особый механизм для транспортировки статуи и 8 октября 1504 года "Давид" был воздвигнут перед входом во дворец. Там он и простоял под открытым веком почти четыре века. В 1873 году его перенесли для лучшей сохранности в здание флорентийской академии художеств, а на площади установили копию. Лишь одна особенность напоминает о первоначальном замысле поставить "Давида" на крыше: вырисовываясь на фоне неба, верхняя половина статуи, естественно, казалась бы мельче, чем на любом другом фоне. Учитывая это, Микеланджело слегка увеличил ее, что, к счастью, не очень бросается в глаза.

    Поставленный в центре Флоренции, микеланджеловский "Давид" стал восприниматься как патриотический символ - образ защитника города.

* "Л" произносится мягко: Микельанджело.
** Праща - боевое оружие в виде матерчатой или кожаной полосы, служившее для метания камней. Луком называли, кроме оружия, один из инструментов скульптора - лучковую дрель.
Продолжение