Искусство

История искусства

Итальянская живопись XIV века

оглавление

Альтикьеро - Распятие (фрагмент)

Альтикьеро

Ок. 1320-1385

Распятие (фрагмент)

1376-1379, Падуя, собор св. Антония, капелла ди Сан Джакомо

Фреска. 8.4 * 2.8 м

На основной стене капеллы, т.е. напротив входа, изображена трехмастная (следующая архитектурному членению) многофигурная композиция «Распятие». Здесь представлен фрагмент левой части картины. На заднем плане виден город Иерусалим. У ворот его - большое скопление народа. Палачи и солдаты с орудиями пыток и инструментами возвращаются домой. Это движение подчеркивается и линией большой лестницы. Женщины с детьми, наоборот, стремятся к кресту. Некоторые персонажи сцены охвачены любопытством, другие глубоко потрясены. Толпу оживляют жанровые детали: кто-то вытирает глаза или нос, кто-то плачет и т. п. Люди изображены в различных положениях: спиной, анфас, сбоку, верхом на лошадях, и это одновременно дает почувствовать пространство.

В создании иллюзии пространства Альтикьеро шагнул далеко вперед. Эта единая композиция во всю высоту часовни как бы увеличивает истинные размеры помещения. Прежние фрески были скорее декорациями, похожими на ковры; попыток создания такого масштабного изображения пространства до Альтикьеро не предпринималось. Фреска Альтикьеро словно подготавливает путь для внутренней иллюзорности декораций, свойственной искусству Ренессанса. Группу всадников за женщинами художник показывает в повествовательном стиле, портретно изображая характеры. Вместо резкого контраста многих цветов эта картина строится на гармонии богатых оттенков желтовато-коричневого, лилового, светло-красного, светло-зеленого. В результате переписки в эпоху барокко цвета несколько потемнели.

Альтикьеро - Распятие (фрагмент)
Альтикьеро - Распятие (фрагмент)