Искусство

История искусства

Итальянская живопись XIV века

оглавление

Дуччо - Жены-мироносицы у гроба Господня

Дуччо

Жены-мироносицы у гроба Господня

1308-1311, Сиена, Музей собора

Дерево, темпера. 51 * 55.5 см

На обратной стороне главного алтаря сиенского собора среди сцен «Страстей Христовых» есть и картина, изображающая утреннее посещение гроба Господня женами-мироносицами. Это одно из лучших произведений, выражающих поэтический мир Дуччо. Картина построена на противопоставлении величественного спокойствия ангела, возвещающего о воскресении, и боязливой робости стоящих у гроба женщин. Композиция и здесь следует традиционным канонам византийской иконографии, но Дуччо с глубоким чувством передает драматизм сцены, вовлекая в сопереживание и зрителя. Идейное содержание картины подчеркивается огромной скалой на заднем плане: широкий монолит скалы освещен слева; этот свет помимо символического значения, имеет и композиционную функцию - он способствует усилению пространственного эффекта. В левой части картины изображены три женщины, держащие в руках сосуды с благовониями, которыми они намеревались умастить тело Христа вместо бальзамирования. Дуччо глубоко прочувствовал их душевное состояние. Испуг заставляет их жаться друг к другу, их взгляды прикованы к ангелу, они вопрошают и недоумевают. Их чувства выражаются и на лицах, и в жестах, и в застывших фигурах, а также в мягко моделированных светотенями, беспокойно извивающихся складках их одеяний.

Дуччо - Жены-мироносицы у гроба Господня
Дуччо - Жены-мироносицы у гроба Господня