Искусство

История искусства

Искусство 20 века

В заключение

Х. Гонсалес. Монсеррат. Железо. 1937. Амстердам. Городской музей Глубочайшая драма, пережитая человечеством за истекшие десятилетия XX века, - нашествие фашизма и вторая мировая война - поставила историко-художественные процессы в самую прямую связь и зависимость от нее. Эмиграция архитекторов и художников из стран, захваченных фашизмом, внесла немалые изменения в демографию художественной культуры мира. Деятельность испанца Ф. Кандела в Мексике, а особенно - немцев В. Гропиуса и Л. Мис ван дер Роэ в США существенным образом повлияла на развитие архитектуры этих стран. Художники "парижской школы", нашедшие в годы оккупации Франции убежище в США, способствовали постепенному превращению Нью-Йорка в международный художественный центр.

   Бегство от фашизма, неприятие его художниками, замкнувшимися в своем внутреннем мире, сберегавшем образы и идеалы их творчества, явилось актом духовного сопротивления фашистской агрессии. Л. Колен. Освобождение. Плакат. 1944

   Антифашистское сопротивление, предпринятое средствами искусства, - такова программа, соединившая различных по эстетическим позициям художников, создавших произведения для павильона республиканской Испании на Всемирной выставке в Париже в 1937 году. П. Пикассо выставляет в нем свою "Гернику", Ж. Миро пишет сюрреалистическое панно -политическую аллегорию "Косарь", А. Колдер сооружает абстрактный мобиль "Ртутный фонтан", а уроженец Барселоны, с юных лет живший в Париже, X. Гонсалес, известный своими отвлеченно-пластическими композициями из металла, создает реалистическую, полную отваги фигуру вооруженной крестьянки "Материнство" (позже названа "Монсер-рат", 1937, Амстердам, Городской музей). Эпопея республиканской Испании вызвала широкий отклик в политической графике многих стран. В плакатах того времени, содержащих изображения руин войны, скорбящих матерей, голубя мира (плакаты М. Лингнера "Мадрид. 1937", 1937; Ж. Пикара-Леду "Испания", 1937, и др.), находится источник образов, которые демократическое искусство пронесет в послевоенную эпоху. Во времена второй мировой войны 1939-1945 годов в искусстве стран антифашистской коалиции наиболее интенсивно развивается агитационное искусство плаката и политической сатиры (карикатурист Д. Лоу в Англии и другие). В СССР создаются также капитальные произведения станкового искусства. В странах, захваченных фашизмом, образуется искусство Сопротивления - художественное движение, наделенное активной политической действенностью и вырабатывающее свои собственные свойства содержания и стиля. Это искусство содержит острый отклик на трагедии войны (автопортрет французского живописца Ж. Вийона, 1942, части, собр.), воплощает в аллегорических и конкретно событийных композициях кошмары фашизма. Их создают в эмиграции или конспиративным порядком немцы А. Франк, X. Грундиг, австриец О. Кокошка, француз А. Фужерон, болгарин И.Бешков, поляк К.Дуни-ковский, погибший в концлагере чех И. Чапек и многие другие художники. В Италии группа художников-антифашистов соединяет реальный мотив с символическим замыслом, непосредственную изобразительность с форсированно-экспрессивной трактовкой формы. В этом направлении Дж. Манцу создает в характерной для него манере плоского живописного рельефа аллегорическую композицию "Распятие и генерал" (1939-1943, собр. художника), а Р. Гуттузо - посвященную памяти убитого фашистами поэта Ф. Гарсиа Лорки картину "Расстрел" (1939, Рим, Галерея совр. искусства) и изобличающую немецкий фашизм графическую серию "С нами бог" (1944, части, собр.).

   Характерные тенденции искусства Сопротивления составили творчество художников, обращающихся к мотивам народного искусства (распространявшиеся нелегально гравюры греческого художника С. Василиу) и мастера документально правдивой графики. Такие рисунки выполняет в концентрационном лагере в Бухенвальде французский художник Б.Таслицкий, а английский скульптор Г. Мур - в бомбоубежищах лондонского метрополитена. Такие же произведения создают художники-партизаны Греции (В. Се-мерцидис), Югославии (Дж. Андреевич-Кун, Б. Якац), формируя эстетическое представление о мужественном, сильном человеке и суровой действительности сегодняшнего дня.

   Здесь содержатся источники неореализма, образовавшего мощное течение в послевоенном искусстве многих стран мира.

   Самый тяжкий урон понесла в годы войны архитектура. Ее история в эти годы - это история разрушений и гибели городов, сел, архитектурных памятников. Существенные новые импульсы были даны архитектурой нейтральных стран, обладавших возможностями вести строительство в годы войны. Так, в Швеции был разработан тип связанного с естественной природной средой жилого комплекса с так называемыми точечными блоками -башенными домами, размещенными в скалистой местности (комплекс Данвиксклиппан в Стокгольме (1941-1943, архитекторы С. Бакстрем и Л. Рейниус), а в Бразилии в период второй мировой войны складывается сильная школа национальной архитектуры (О. Ни-мейер, Л. Косту, А. Э. Рейди, Р. Бурле Маркс и другие), внесшая в мировое зодчество свой опыт пластической трактовки железобетонной архитектуры, свободного решения интерьера, связанного с внешней средой, сообразования постройки с климатическими условиями, в том числе сочетания архитектуры с садово-парковым искусством.

   В 1945 году завершился большой период истории искусства XX века. победа демократических сил над Фашизмом и последовавшие за ней грандиозные социально-политические, национальные и международные перемены решительным образом перестроили художественную географию мира, внесли серьезные изменения в состав и ход развития мирового искусства. С новыми своими проблемами искусство вступает в послевоенное время, когда определяющие его развитие три основных фактора - социально-политический, национальный и интернациональный, идейно-художественный - создают новую исто-рико-художественную ситуацию.