Искусство

История искусства

Градостроительство и «социальная архитектура»

Ш.Э. Ле Корбюзье. Проект современного города на три миллиона жителей. 1922    Основной процесс развития архитектуры и градостроительства в 20-30-е годы вызывается не проблемами стиля и идет внестилевым порядком: именно так они берутся за социальные проблемы, обострившиеся в организме современного города. Главным в это время становится вопрос о массовых явлениях, об оздоровлении городской среды и условий жизни миллионов трудящихся в бесчисленных городах практически всех континентов планеты. Проблема назрела в своем глобальном масштабе. Опыты же ее идеального или относительного реального разрешения могли быть предложены лишь в тех странах, которые обладали материально-техническими средствами и социально-политическими условиями для развития соответствующих отраслей архитектуры и градостроительства.

   Градостроительные начинания предпринимаются сначала в европейских странах, а затем, в 30-е годы, подхватываются в США, в наиболее развитых странах Латинской Америки; частично они затрагивают крупнейшие страны Азии. На смену прекраснодушным замыслам рубежа XIX-XX веков эта деятельность принесла реальную практику, сообразованную с Жесткими экономическими и социальными требованиями. В ней преломились борьба за демократизацию архитектуры и приближение ее к нуждам народных масс, социал-реформистская программа "исправления" с помощью архитектуры общественной несправедливости, социальная демагогия, мероприятия в духе усовершенствования капитализма. Так или иначе в градостроительные проблемы были вовлечены все, кто задумывался над той ролью, которую архитектура призвана играть в жизни человечества. Эти проблемы задали новый масштаб социально-архитектурному мышлению и выявили различные позиции архитекторов, близких друг к другу по эстетическим взглядам. Ле Корбюзье выразил в начале 20-х годов свое понимание социальной роли зодчества как средства рационалистского, реформистского благоустройства мира в словах "архитектура или революция". Близкий к компартии X. Ме-йер нашел возможности для реализации своих идей в Советском Союзе, где создал в 1932 году проект " социалистического города " Нижнекурьинска.

   Обозревая градостроительные идеи и практику 20-30-х годов, мы можем смело оставить без внимания строительство колониальных столиц Дели и Канберры, которое велось по довоенным проектам, и ограничиться упоминанием о столице штата Гояс в Бразилии - городе Гояния (с 1933 г. сооружался на свободной территории по регулярному плану А. Корреа Лимы и А. Годоя) - с тем, чтобы обратиться к двум основным градостроительным концепциям.

   Первая из них - антиурбанистическая, или дезурбанистическая, -имела целью рассредоточить население больших городов в расположенных вокруг них городах-спутниках. Такие проекты разрабатываются и в небольшом числе осуществляются в Англии; серия городов-спутников возникает во Франции, около Парижа и Реймса. В них находит свое продолжение старая идея города-сада, вполне отвечающая антиурбанистическим настроениям. Она побуждает во Франции основать самостоятельные города-сады; строить в Голландии в 20-е годы новый город Хилверсюм (В.М.Дюдок, Й.Дёйкер и другие), в США в 30-е годы - так называемый город "зеленого пояса" с вынесенными за пределы жилой застройки автомобильными дорогами; в Бразилии в начале 40-х годов - основывать курортный город Пампулью (О. Нимейер и другие); возводить в Швеции, Чехословакии, Эстонии и других странах пригородные районы с жилыми домами, вписанными в природную среду; разрабатывать, как это предпринял в Финляндии еще в 1915-1918 годах Элиель Сааринен в плане Хельсинки, идеальную модель города, объединяющего в своем ансамбле жилые районы, парковые и лесные зоны. Б. У. Моррис и архитектурная фирма

   Это направление, содержащее привлекательные идеи по части идиллического обитания в гармонии с природой вдали от больших городов, принесло, однако, в 20-30-е годы весьма скромные плоды. Оно никак не разрешило внутренних коллизий городов, стихийно разраставшихся вширь и ввысь, и назревших со временем в них проблем зонирования территории, благоустройства жилых, особенно - рабочих кварталов, рационализации движения городского транспорта и т.д.

   К этим проблемам была обращена вторая, урбанистическая тенденция, преследовавшая цель усовершенствования и преобразования городской среды, неудовлетворительной многим из того, что накопилось в ней с течением времени. Урбанистические идеи и практика развиваются в нескольких планах. В русле этой тенденции производится частичная реконструкция некоторых городов Европы и Америки (Кёльн, Амстердам, Буэнос-Айрес и др.); ведутся восстановительные работы в Токио, сильно пострадавшем от землетрясения 1923 года; разрабатываются проекты реконструкции городских ансамблей, увязанные с исторически сложившейся планировкой, как, например, проекты площади Алексан-дерплатц в Берлине, представленные в 1929 году в функционалист-ском варианте Л. Мис ван дер Роэ и в неоклассическом П. Беренсом. В те же годы выдвигается и принципиально новая градостроительная концепция, согласно которой регулярно распланированная территория должна была застраиваться отдельно стоящими башенными домами, а между ними располагаться зеленые зоны и транспортные магистрали. Эту концепцию развивают в своих проектах в 1922 году в неоклассическом духе О. Перре и в 1925 году в духе рационализма голландец К. Ван Эстерен. Наиболее последовательно она выражена Ле Корбюзье в его проекте "Современный город на 3 миллиона жителей " (1922), предвосхитившем на несколько десятилетий новую композицию городского ансамбля, а также в немыслимом и по нынешним временам проекте новой застройки исторической части Парижа башенными домами ("План Вуазен", 1925); позже в проектах для Алжира Ле Корбюзье обращается к свободной планировке города, отвечающей рельефу морского побережья.

   В период между двумя мировыми войнами эта новая концепция существовала лишь в проектах. Высотные здания, которым в них отводилась главная градообразующая роль, строились в эти годы в Америке и в Европе в гуще городской застройки вне связи с градостроительной системой. Лишь несколько опытов создания новой композиции было осуществлено в масштабах городского квартала. Таковы группа высотных зданий "Рокфеллеровского центра" (1931-1940, Б. У. Моррис, фирма "Рейнхард и Хофмейстер" и др.) в Нью-Йорке и жилой пригородный комплекс "Ла Мюэт" (1932-1935, Э. Бодуэн и М. Лодс) в Дранси во Франции.

   Наиболее же продуктивно градостроительное мышление и практика развились в ином направлении. Его идеальной программой было разрешение социальных проблем путем создания малоэтажных жилых комплексов и поселков, жизнедеятельность которых четко и строго организуется в соответствии с априорными представлениями о благополучии их обитателей. Реальной же мерой этой деятельности стало широкое сооружение по единому плану городских кварталов и загородных поселков, основной архитектурный фонд которых составили экономичные жилые дома, возводимые целыми сериями. В общий контекст этой деятельности, весьма многоликой по стилевому облику, входят как застройка дорогостоящими домами по проекту мастера рациональной архитектуры Р. Малле-Стевенса целой улицы в Париже, получившей его имя (1926-1927), так и сооружение в духе национальной романтики целых районов особняков в городе Мехико в Мексике, изукрашенных в неоколониальном так называемом стиле Нарварте и Поланко (1920-1930-е гг.), как работы архитекторов амстердамской школы в Голландии 1920-х годов, и прежде всего М. де Клерка, смело и с творческим воображением интерпретировавшего практичные традиционные мотивы городской кирпичной архитектуры (жилой комплекс на Хембрюгстрат, 1918-1921, кварталы секционных домов в Амстердаме), так и чисто стилизаторские произведения делфтской школы в той же Голландии. В Италии небольшому городку (по сути, поселку на 3 тыс. жителей) Сабаудии (1934) был придан вид города эпохи Возрождения, отвечавший агитационным лозунгам "возрождения нации" фашистского режима. Самостоятельное значение приобрело движение "социальной архитектуры", сосредоточившейся на разработке типа "дешевого жилища" и создании рабочих поселков и жилых районов. Развиваясь главным образом в рамках муниципального строительства и, соответственно, в духе "муниципального социализма", это движение не было однородным: "дешевизна" жилого дома оказывалась более чем относительной, новые кварталы заселялись отнюдь не только рабочими. Тем не менее градостроительная и архитектурная программа была сформулирована, а осуществление ее составило важный раздел национальных школ зодчества европейского региона. Доминирующую роль здесь сыграли мастера новой рациональной архитектуры. Для многих из них взаимосвязанными частями этой единой программы послужили: социальная проблематика жилища; его функциональное соответствие самым необходимым потребностям обитателей (в связи с чем проектируются малогабаритные "минимальные квартиры"); внедрение в жилищное строительство новых конструкций и материалов (монолитного бетона, металлического каркаса, сборных бетонных панельных конструкций) и связанные с этим вопросы формообразования, а шире - проблемы эстетики утилитаризма и рационализма, разрешаемые в соответствии с теми нормами своего рода минимализированного благополучия, которые считались наиболее подходящими для жилища рабочего и насаждались как некий социально-архитектурный идеал. М. де Клерк. Жилой комплекс на Хембрюгстрат в Амстердаме. 1918-1921

   В этом ключе проектируются и сооружаются малоэтажные, рассчитанные на низкооплачиваемые слои населения поселки "Сите модерн" (1922-1927, В. Буржуа) около Брюсселя в Бельгии, профсоюзный поселок Нейбюль около Цюриха в Швейцарии (1930-1936, М.Э. Хе-фели, В. Мозер и другие), фабричные поселки в Суниле в Финляндии (1936-1939, А. Аалто) и в индустриальном городе Злин в Чехословакии (1925-1935, Ф. Л. Гагура и другие). Строятся рабочие жилые кварталы в Роттердаме и Хук-ван-Хол-ланде в Голландии (1920-е гг., Я.Й.П. Ауд), жилой комплекс "Блида" в Гентофте в Дании (1932-1934, проект "Кооператива архитекторов") и трактованный в сурово-монументальном духе "Карл-Маркс-Хоф" (1927-1929, К. Эн) в Вене в Австрии. Комплексы "дешевых домов" для трудящихся сооружают в Польше Б. и С. Брукальские (дом галерейного типа в районе Жолибож в Варшаве, 1935), группа ГАТЕПАК в Барселоне в Испании, группа революционно настроенных архитекторов в Чехословакии.

   Наиболее интенсивно это движение развивалось в Германии до начала 30-х годов, когда с приходом к власти Гитлера строительство рабочих поселков было объявлено социально опасным. В нем участвовали крупнейшие немецкие архитекторы, входившие в объединения "Баухауз", "Немецкий веркбунд", "Ринг" и обладавшую революционной ориентацией "Ноябрьскую группу".

   В многочисленных жилых кварталах и рабочих поселках они ищут способы пластического оживления фасадов зданий (с помощью балконов, эркеров, выделения лестничных клеток) и варианты композиции жилых комплексов, при массовом сооружении которых резко выявилась эстетическая скудость и удручающее однообразие этой архитектуры, жестким императивным путем формирующей жизненную среду, отвечающую лишь весьма аскетическим нуждам человека. Немецкие зодчие применяют сплошную линейную застройку секционными домами ("Китайская стена" в поселке Бриц в Берлине, 1925-1930, Б. Таут), "пилообразное" (поселок Брухфельдштрассе во Франкфурте-на-Майне, 1926-1927, Э.Май и другие) и "подковообразное " (в том же поселке Бриц) расположение домов, " строчную застройку" параллельными рядами секционных домов (поселок Сименсштадт в Берлине, 1929-1931, В.Гропиус). В таком виде в градостроительстве 20-30-х годов развивается передовое (сколь бы относительным ни было это свойство) движение, давшее свою меру соединения социальной проблематики, технического прогресса и эстетического новаторства, но не получившее всеобщего, абсолютного значения.