Искусство

История искусства

Ян Вермер



Ян Вермер: Христос в доме Марфы и Марии


Христос в доме Марфы и Марии (1654-55)


Религиозные полотна
    Дошедшие до нас религиозные полотна Вермера поразительно отличаются от жанровых работ живописца. Историки искусства полагают, что картина "Христос в доме Марфы и Марии" (вверху) была первой заказной картиной Вермера. Она написана в традициях утрехтской школы, и некоторые исследователи творчества мастера считают ее доказательством того, что Вермер какое-то время учился живописи за пределами родного Делфта. Кроме "Христа в доме Марфы и Марии" известно еще два религиозных полотна
    Вермера - сравнительно недавно обнаруженная "Святая Праксия" (1655) и "Аллегория Веры", созданная, скорее всего, в начале 1670-х годов (на след стр.). По-видимому, обе картины (если только считать "Святую Праксию" принадлежащей, кисти Вермера, с чем согласны далеко не все искусствоведы) художник написал на заказ и, следовательно, не был свободен в выборе сюжета. Нельзя назвать характерной для вермеровского стиля и композицию этих работ. Так, и в "Христе в доме Марфы и Марии", и в "Святой Праксии" фигуры кажутся "повисшими" в неком неопределенном, условном пространстве, что очень странно для мастера жанровой живописи, каковым являлся Вермер. Композиция "Аллегории Веры" больше отвечает его обычной стилистике, но перегруженность этой картины нарочитыми, неестественными и ненужными подробностями отдаляет ее от лучших работ художника, где каждая деталь неотменима.
Назад К списку работ Биография Продолжение