Искусство

История искусства

Жан Антуан Ватто



Мастер галантной живописи

Особенная лирическая нота, звучащая в картинах Ватто, во многом обусловлена его замкнутым характером и тяжелой болезнью (туберкулезом), рано сведшей его в могилу.

Гравюра с автопортрета Антуана Ватто. Жан Антуан Ватто родился в Валансьене на севере Франции и был крещен 10 октября 1684 года. До 1677 года Валансьен принадлежал Фландрии, и многие современники называли Ватто "фламандцем" (действительно, он много взял от старых фламандских мастеров), хотя сложно представить себе что-либо более "французское" по духу, чем его галантные полотна.

Будучи сыном кровельщика, Ватто не получил систематического образования. О ранних годах этого замечательного мастера мы вообще знаем очень мало. Известно, что около 1702 года юный Ватто перебрался в Париж, где первым его учителем стал Клод Жилло, которого называли в Академии "художником современных сюжетов". Видимо, именно Жилло привил своему ученику и помощнику любовь к комедии дель арте. Арлекин, Коломбина, Пьеро стали извечными героями молодого живописца. Один из биографов Ватто пишет о юных летах нашего героя так: "Он пользовался каждой свободной минутой, чтобы пойти на площадь рисовать различные комические сцены, которые разыгрывали странствующие шарлатаны", - и этим словам мы охотно верим.

В мастерской Жилло Ватто провел около четырех лет. Причина расставания учителя и ученика до конца не ясна, но, как свидетельствуют некоторые современники, она заключалась в том, что старый мастер "позавидовал таланту Ватто". Впрочем, считается, что именно Жилло познакомил своего "протеже" с Клодом Одраном, ставшим вторым наставником Ватто. Одран был не только преуспевающим художником, но и хранителем Люксембургского дворца. Последнее обстоятельство дало молодому Ватто возможность познакомиться с шедеврами мирового искусства - в частности, с рубенсовской "галереей Медичи" ("Жизнь Марии Медичи"). Колорит и свободный стиль Рубенса оказали большое влияние на живописца, хотя, конечно же, по духу Рубенс не был "его" художником.

Что касается отношений Ватто с Одраном, то, вероятно, они были вполне безоблачными. По крайней мере, Одран отдавал должное способностям своего ученика, поручая ему самостоятельные работы по украшению парижских особняков (интерес к декоративным панно, вообще - к декоративности, привил Ватто именно Одран).

Приблизительно в 1709 году Антуан Ватто, решив стать самостоятельным живописцем, ушел от своего наставника. В этом же году он попытался завоевать Римскую премию Королевской академии. Но его работа на библейский сюжет, представленная в академию, заняла лишь второе место, и поехать в Италию художнику не удалось. Вторую попытку получить Римскую премию Ватто предпринял через три года, но и она оказалась неудачной. Увидеть Рим ему было не суждено.

А пока, в 1709 году, он стоял на перепутье. После ухода от Одрана и провала на конкурсе Королевской академии Ватто задумал поселиться в провинции и вернулся в свой родной Валансьен. Но уже через год он срывается с места и вновь едет в столицу.

Пьер Кроза (1661-1740), богатый коллекционер и покровитель Ватто.С этого момента Ватто начинает "идти в гору". Он знакомится с миллионером и собирателем произведений искусства Пьером Кроза, а в 1712 году становится кандидатом в члены Королевской академии живописи и ваяния, представив академическому жюри несколько "костюмированных галантных сцен".

Весьма любопытны обстоятельства приема Ватто в "полные члены" Королевской академии. Всем академикам было ясно, что работы художника нельзя вписать в рамки какого-либо из уже существующих жанров, что самый его стиль отвергает возможность такого "вписыванья". И потому академия приняла беспрецедентное решение: Ватто позволили самостоятельно выбрать сюжет для картины, которую нужно было представить при переходе из кандидатов в действительные академики. Обыкновенно на написание такой картины отпускалось два года. Наш герой закончил свою работу только через пять лет. К этому времени Ватто уже обрел известность и даже славу - заказы сыпались на него один за другим (возможно, поэтому он так долго писал "академическую работу").

Зная пристрастие художника к галантным сюжетам, читатель может подумать, что он был "бонвиваном", поклонником хорошеньких женщин и любителем приятного времяпрепровождения. Отнюдь нет. Современники отмечают, что даже на пике своей популярности Ватто оставался замкнутым и несколько загадочным в этой своей замкнутости человеком. Он не слишком интересовался материальным успехом и брался только за те заказы, которые были ему интересны. Друзья называли его "холодным" и "бесстрастным". О каких бы то ни было любовных интригах живописца нет ни слова ни в одной из его биографий. "Позвольте, - скажет удивленный читатель, - но как быть с "Паломничеством на остров Киферу", с "Праздником любви" и "Капризницей"?" Попробуем ответить на этот вопрос вопросом. Разве не главную прелесть этих картин составляет особый, как бы "надтреснутый" тембр, происходящий именно от щемящего несовпадения "текста с подтекстом"?

Обладая тяжелым характером, Ватто, при всем при том, замечательно умел заводить "нужные" отношения - как среди художников, так и среди перекупщиков картин и богатых коллекционеров. Последним нужно отдать должное: они терпеливо сносили все странности художника и покровительствовали ему, несмотря на трудности, связанные с этим покровительством.

Жизнь Ватто прошла в постоянных переездах - кажется, что он словно боялся укорениться где-нибудь на одном месте, привыкнуть к нему. Некоторое время он жил в парижском особняке Кроза, одного из вернейших своих поклонников и покровителей, затем переехал в его же, Кроза, загородное поместье. Здесь, в прелестном местечке близ Монморанси, художник смог познакомиться с блестящей коллекцией полотен старых мастеров, собранной хозяином поместья. Здесь же началась и его трепетная любовь к природе. Именно с этого момента пейзаж начинает занимать все более важное место в картинах Ватто.

Мастер был весьма признателен своему покровителю за оказанное гостеприимство, но, верный своему правилу нигде "не приживаться" (а также, вероятно, не желая злоупотреблять гостеприимством Кроза), вскоре покинул Монморанси и вернулся в Париж. 28 августа 1717 года Ватто наконец представил в Королевскую академию свою вступительную работу - картину "Паломничество на остров Киферу". Полотно сыграло свою роль, художник был принят в действительные члены академии как "мастер галантной живописи".

В конце 1719 года наш герой отправляется в Лондон - проконсультироваться с тамошними медицинскими светилами относительно мучившей его чахотки. Примерно в это же время Ватто начинает проявлять несвойственный ему прежде интерес к деньгам и оказывается втянутым в две самые громкие аферы своего времени. В 1720 году он вкладывает значительную сумму в акции Лондонской компании южных морей, которые молниеносно вознеслись до небес и также молниеносно лопнули. Чуть позже художника соблазнил неслыханными барышами некий мошенник, предлагавший вкладывать деньги в безвестную "судоходную компанию" на Миссисипи. На этом предприятии Ватто потерял остатки своих сбережений, и ему пришлось с удвоенной энергией приняться за работу. После возвращения из- Англии он пишет одну из самых знаменитых своих картин - вывеску для лавки перекупщика картин Жерсена (так называемую "Вывеску Жерсена"). Здоровье Ватто, между тем, все более и более ухудшалось. После краткого периода улучшения (эти "улучшения" - одно из самых коварных свойств чахотки) болезнь взяла свое. В середине июля 1721 года живописец скончался в курортном городке Ножан-сюр-Марн близ Парижа на руках Жерсена, своего последнего заказчика, тоскуя о том, что не может вернуться в родной Валансьен.
К списку работ Продолжение