Искусство

История искусства

Паоло Уччелло



Паоло Уччелло. Битва при Сан-Романо


Битва при Сан-Романо (1456), Национальная галерея, Лондон



    В "Битве при Сан-Романо" Паоло Уччелло воспел победу флорентийской армии над армией Сиены в 1432 году. Мы не знаем достоверно, по собственному желанию или по заказу воспевал мастер доблестное войско Флоренции. Историки искусства, однако, полагают, что "Битва при Сан-Романо" (и еще две картины, посвященные этому сражению) заказал художнику в 1450-х годах герцог Козимо I Медичи для украшения своего дворца. Этот вывод подтверждает, во-первых, тот факт, что впервые три панели серии упоминаются в описи имущества семейства Медичи, сделанной в конце XV столетия. Еще одним косвенным доказательством того, что "Битву при Сан-Романо" заказал Уччелло именно герцог Медичи, является то, что главным персонажем картины живописец сделал Никколо да Толентино, друга и союзника Козимо Медичи. Впрочем, Никколо да Толентино мог бы занять центральное место в "Битве при Сан-Романо" и без "покровительства" герцога, ведь он был главнокомандующим флорентийской армии. Основное внимание Уччелло, работая над "Битвой при Сан-Романо", уделил, конечно же, перспективе, а также узору и орнаменту, отчего картина приобрела сходство с искусно сотканным гобеленом.

    Изучение многих работ Уччелло позволяет искусствоведам сказать, что живописцу было не чуждо желание продемонстрировать свое мастерство, "покрасоваться". В данном случае это желание заметно более всего в головном уборе Никколо да Толентино, сконструированном из двух объемных геометрических форм. Круглая, напоминающая большой бублик, нижняя часть головного убора увенчана восьмиугольной, искусно изображенной в перспективе верхней частью. Эта причудливая шляпа, известная как маццоччи, становится главной декоративной деталью картины, притягивая к себя взгляд зрителя.
    Дабы усилить декоративность "Битвы при Сан-Романо", Паоло Уччелло использовал в работе над ней драгоценные металлы. Оружие Никколо да Толентино и его солдат мастер покрыл серебряной фольгой (потускневшей со временем), а узоры на конской сбруе - золотой фольгой (в той или иной мере сохранившей свой первоначальный блеск).
    Белого коня полководца художник изобразил вставшим на дыбы. Его глаза широко раскрыты, ноздри расширены, и все равно нас не покидает ощущение, что Никколо да Толентино восседает не на настоящем боевом коне, а на каком-то сказочном животном, которое никогда не ржет, не хрипит и не испытывает усталости. Да и вся битва выглядит фантастической, бескровной (что, впрочем, не мешает ей быть еще более героической, чем все земные, реальные битвы).

К списку работ Биография Продолжение