"Не поддающаяся анализу, и превыше всех похвал", - так отозвался об этой картине Тинторетто знаменитый теоретик искусства XIX века
Джон Рескин. "Распятие" входит в цикл произведений, созданных художником для Скуола ди Сан-Рокко. Оно насыщено персонажами и
отличается гигантскими размерами, что, к сожалению, затрудняет его восприятие в репродукции. Композиционным и духовным центром
шедевра является распятый Христос, окруженный группами фигур. Оплакивающие Христа, размещенные у подножия креста, образуют
пирамидальную структуру, придающую динамическую стабильность всей композиции, которая строится на пересекающихся диагоналях. В
толпе мы видим как людей, охваченных благоговейным ужасом, так и обычных зевак. Фигура Христа, озаренная мерцающим светом, отделена
от человеческой массы.
"Распятие" Тинторетто отличается композиционной сложностью и драматизмом. Все элементы картины привязаны к
центральной фигуре распятого на кресте Христа, определяющей центральную ось и оси симметрии композиции и не позволяющей изображению
рассыпаться на отдельные фрагменты. Куда бы мы ни смотрели, наш взгляд неизменно будет возвращаться к центральной фигуре.
Художник тщательно продумал наклон головы Христа, а вытянутые руки Спасителя расположил параллельно верхнему краю
картины. У ног Христа написан стоящий на лестнице человека, который наклонился, чтобы смочить в уксусе привязанную к палке губку
(этот эпизод зафиксирован в Евангелии). Отставленная назад нога балансирующего в воздухе персонажа с губкой почти касается (на
картине) руки мускулистого человека, распинающего нераскаявшегося грешника на еще лежащем на земле кресте. Эта рука является
направляющим вектором, "ведущим" зрителя к фигуре размещенного на заднем плане всадника, показывающего на Христа. Таким образом,
зритель, "освоив" пространство картины, возвращается к ее центральной фигуре, в которой сосредоточен весь смысл описанных здесь
драматичных событий.
Источник божественного света, заливающего тело Христа контрастной светотенью, находится сзади. Само тело,
контрастируя с окружающими крест яркими фигурами, выглядит невещественным и почти прозрачным.
Похожее
Рогир ван дер Вейден
Веронезе (Паоло Кальяри)
Ян Вермеер