Искусство

История искусства

Джованни Баттиста Тьеполо



По пути славы

Тьеполо был известнейшим мастером фрески своего времени. Его слава недолго ограничивалась родной Венецией, очень быстро о нем узнала и заговорила вся Европа.

Джованни Баттиста Тьеполо родился в Венеции 5 марта 1696 года. Спустя восемь дней его крестили в городском кафедральным соборе. Считается, что свое имя будущий художник получил в честь крестного отца, венецианского аристократа Джованни Баттисты Дона. Семья Тьеполо тоже в свое время принадлежала к высшим кругам венецианского общества. К концу XVIII века, однако, былая слава семейства потускнела. Доменико Тьеполо, родитель Джованни, был всего-навсего зажиточным купцом.

Когда Джованни Баттисте исполнился год, Доменико скончался. Детей (у Джованни было еще пять сестер) воспитывала мать, Орсетта.

Интерес к живописи Тьеполо начал проявлять очень рано. В 1710 году он уже учится у венецианского художника Грегорио Ладзарини. Ладзарини был внимательным и знающим наставником и, несомненно, многому научил юного Тьеполо.

В 1715 году Тьеполо получил свой первый официальный заказ, а в следующем году его картина имела большой успех на ежегодной художественной выставке, проводившейся в честь праздника святого Роха.

В 1717 году Тьеполо стал членом венецианской Гильдии живописцев, а в 1719 году женился на семнадцатилетней Сесилии Гварди, происходившей из семьи художников. У Джованни Баттисты и Сесилии родилось десять детей. Из них до зрелого возраста дожили четыре девочки и три мальчика. Двое из сыновей Тьеполо - Доменико и Лоренцо - пошли по стопам отца, а третий стал священником.

Тьеполо еще не было и тридцати лет, когда за ним утвердилась слава одного из лучших итальянских художников. Приблизительно в 1725 году он создал свою первую потолочную фреску - в Палаццо Санти. В это же время Тьеполо получил крупный заказ от влиятельного аристократического семейства Дольфин. Художнику предложили написать фрески в принадлежавшем этой семье дворце, в небольшом городке Удине, расположенном приблизительно в 100 километрах к северо-востоку от Венеции.

После завершения (в 1728 году) этой работы у Тьеполо не стало отбоя от заказчиков. Успеху его способствовала длительная поездка по северной Италии, во время которой он успел поработать в Милане (1730-31 гг.), где написал фрески в Палаццо Клеричи и Палаццо Дуньяни. В 1732-33 годах Тьеполо выполнил настенные росписи для церкви Коллеони в Бергамо, а в 1734 году создал серию аллегорических фресок для графа Лочи на его вилле близ Виченцы. Слава оказалась воистину тяжким бременем для Тьеполо. В ноябре 1734 года он писал одному из своих заказчиков, что он трудится над фресками для графа Лочи "день и ночь, не переводя дыхания". Дела Тьеполо, однако, противоречили его словам - во время работы над этим заказом он успел написать несколько алтарных образов и целый ряд светских картин.

В 1736 году граф Карл Густав Тессин, шведский дипломат и меценат, предложил Тьеполо расписать королевский дворец в Стокгольме. Тессин был очарован Тьеполо, он назвал его "одухотворенным и обязательным" человеком. Но Тьеполо не захотел надолго покидать родину и от лестного предложения отказался.

В 1740 году художник начал работу над двумя большими полотнами "Сбор манны" и "Жертвоприношение Мельхиседека" для приходской церкви в Веролануова. Затем он создал потолочные фрески на сюжеты из жизни св. Доминика в церкви Санта-Мария дель Розарио и три большие картины с изображением Страстей Господних для церкви Сан-Альвизе.

Еще через пять лет Тьеполо пишет большую потолочную фреску для церкви Санта-Мария ди Назарет. К сожалению, она была утрачена во время Первой мировой войны. В эти же годы Тьеполо расписал Палаццо Лабиа сценами из истории любви Антония и Клеопатры.

В 1750 году Тьеполо впервые покидает пределы Италии. Ему предстояло оформить резиденцию принца-епископа в немецком городе Вюрцбурге. Тьеполо провел в Германии целых три года, украсив за это время потолочными фресками "кайзерхолл" (салон) и лестничные пролеты дворца.

Возвратившись в Венецию, художник с головой ушел в работу над заказами, поступавшими ему от близлежащих церквей и частных лиц. Среди прочих заказов следует отметить фрески, написанные художником для виллы Вальмарана близ Виченцы, которые искусствоведы считают лучшими произведениями Тьеполо.

В 1756 году, за год до окончания работы над этим заказом, Тьеполо избрали президентом только что открытой в Венеции Академии искусств.

В мае 1760 года Тьеполо получил свой самый крупный "домашний" заказ - ему предложили написать большую потолочную фреску на вилле Пизани в Стра, близ Падуи. Во время работы над этой фреской Тьеполо поступило предложение от короля Испании Карла III. Король желал, чтобы художник приехал в Мадрид и украсил своими росписями его дворец. Тьеполо написал ответное письмо, в котором говорилось: "Считаю себя обязанным немедленно откликнуться на зов Вашего Величества". И не удивительно - ведь "предложение" Карла звучало, как приказ.

Нужно помнить, что художник в это время был уже весьма пожилым человеком, и столь дальний переезд был тяжел для него. Поэтому он, как мог, оттягивал свой отъезд. Лишь в апреле 1762 года Тьеполо двинулся в путь. Вместе с ним в Испанию ехали его сыновья Доменико и Лоренцо (это не было внове для них - двенадцатью годами ранее они сопровождали отца в Вюрцбург).

В июне того же года художник и его сыновья прибыли в Мадрид. Тьеполо надеялся, что он пробудет здесь не более двух лет, но в действительности все оставшиеся восемь лет жизни он провел вдалеке от родной Италии.

К 1766 году Тьеполо завершил работу над тремя потолочными фресками в королевском дворце. Они ничем не превосходили прежние фрески Тьеполо, однако их вид все же производит ошеломляющее впечатление - особенно, если учесть, что написавшему их художнику исполнилось уже семьдесят лет. Выполнив заказ Карла III, Тьеполо почему-то не стал возвращаться на родину и предпочел остаться в Испании. Причины этого поступка остаются неизвестными. В самые последние годы жизни художник успел написать еще серию из семи алтарных образов для церкви Сан-Паскуаль в Аранчесе, городке, находящемся приблизительно в 30 милях к югу от Мадрида. Пафос и психологическая глубина, присущие этим картинам, говорят о том, что Тьеполо до самого конца сохранил творческую мощь и ясность мысли.

Работу для церкви Сан-Паскуаль Тьеполо завершил в 1769 году, но установлены его картины были лишь в мае 1770 года, уже после смерти художника. Более того, спустя несколько лет их сняли и заменили другими алтарными образами, написанными в более строгом (неоклассическом) стиле.

Этот случай порой считают свидетельством того, что в последние годы жизни былая слава художника померкла, однако это не так. Он оставался одним из ведущих художников своего времени, его талант по-прежнему очень любил король Карл III, соответственно относясь и к самому Тьеполо.

После смерти Тьеполо остались его наброски к новым картинам, которыми он по заказу короля должен был украсить церковь Сан-Ильдефонсо, но судьба не оставила ему времени на то, чтобы завершить и эту работу. Художник умер в Мадриде 27 марта 1770 года. Прах его был с почестями погребен в мадридской церкви св. Мартина.
К списку картин Продолжение