Искусство

История искусства

Стаббс



Стаббс. Уистлджакет


Уистлджакет (1762), Национальная галерея, Лондон



    Каждый посетитель Национальной галереи бывает поражен, увидев эту картину. Действительно, чтобы оценить "Уистлджакета" по достоинству, нужно увидеть его "в полный рост". Репродукция дает лишь частичное представление о достоинствах этой работы.
    Стаббс написал жеребца по кличке (правда, слово "кличка" звучит несколько унизительно по отношению к этому породистому животному) Уистлджакет в нехарактерной для своей манеры позе. Удивляет также и то, что Уистлджакет изображен на однородном искусственном фоне (обыкновенно Стаббс писал лошадей на фоне пейзажа).
    Эту картину заказал художнику маркиз Рокингем. Сначала он хотел, чтобы верхом на Уистлджакете был изображен король Георг III, но затем попросил Стаббса убрать эту фигуру - то ли по политическим мотивам, то ли из эстетических соображений. В самом деле, фигура короля отнюдь не выиграла бы рядом с фигурой этого чистокровного рысака.

    Написать такую картину, как "Уистлджакет", мог только "анималист по призванию", каковым и являлся Стаббс. Но своим мастерством Стаббс, разумеется, был обязан не только таланту, но и своим анатомическим штудиям и глубокому знанию искусства античности и эпохи Возрождения (не зря же он путешествовал по Италии).
    Фигура жеребца написана на ровном фоне. Надо заметить, что Стаббс всегда сначала писал животное именно так - и лишь потом "пририсовывал" фоновый пейзаж. На первом этапе художнику важнее всего было создать анатомически точный, законченный портрет животного.
    Лепная голова и передняя часть туловища Уистлджакета образуют на холсте четкий, напряженный контур, внутри которого Стаббс с большим мастерством пишет играющие под лоснящейся шкурой могучие мускулы жеребца. Ярко выделяются белая звездочка на лбу Уистлджакета и сверкающие белки его глаз, контрастируя с орехово-коричневой шерстью. При всей законченности и "прописанности" картина отнюдь не выглядит "пересушенной" (как это иногда случалось, если Стаббс брался изображать "экзотических животных").
    Краски, использованные художником, выглядят свежо и ярко даже и сейчас, спустя два с половиной столетия. Можно лишь догадываться, какими ослепительными они казались в 1760-х годах. Палитра, задействованная при создании этого "портрета", напоминает эмалевую палитру Стаббса, позволявшую художнику добиваться несравненной чистоты, яркости и стойкости цвета.

    С работой Стаббса над полотном "Уистлджакет" связана одна любопытная история. Картина была уже почти закончена. Оставалось лишь нанести последние мазки. Чтобы освежить впечатление, Стаббс ненадолго отошел от холста, и в этот момент жеребец увидел картину. Он тут же стал беспокоиться и рваться из стойла, явно желая свести счеты с непрошенным гостем.
    Таким образом, мастерство Стаббса в изображении лошадей было столь велико, что позволяло ему обмануть даже саму лошадь. Зрители восхищались тем, как "поэтично мистер Стаббс пишет этих великолепных животных". Не все из них, вероятно, знали, что этой поэтичности пришлось пройти через горнило суровой анатомической школы.
    Почти полтора года мастер провел на бойне. Он наблюдал, как лошадь, приведенную на убой, подвешивают к железным крюкам, свисающим с потолка, и выпускают кровь из перерезанной яремной вены. Затем по просьбе художника в артерии лошади закачивали специальный восковой раствор, который замедлял процесс разложения трупа, и Стаббс слой за слоем начинал снимать плоть животного, зарисовывая каждую мышцу и вену.
    Результаты этих штудий художник зафиксировал в капитальном труде "Анатомия лошади". Книга сразу же нашла своих ценителей. "Не знаешь, чему больше удивляться, - писал обозреватель, - мастерству Стаббса-художника или Стаббса-анатома". Уже более двух веков не являлось в свет столь обстоятельной работы, посвященной анатомии лошади.
    Есть сведения, что весьма серьезно занимался строением тела лошади Леонардо да Винчи. Но мы не имеем ни одного рисунка, который подтверждал бы, что великий мастер вскрывал трупы лошадей (хотя рисунки человеческих органов, сделанные "с натуры", имеются в его наследии в избытке). В некоторых источниках, правда, встречаются упоминания о некоем трактате по анатомии лошади, утерянном во время пожара 1499 года. Косвенным доказательством того, что такой трактат все же был написан Леонардо да Винчи, являются его бесподобные рисунки коней - мастер блестяще "ловит" животное в любой, самой сложной позе.
    Единственное, чего так и не смогли увидеть ни Леонардо да Винчи, ни Стаббс, ни какой-либо другой выдающийся рисовальщик лошадей прошлых эпох, - это движение ног рысака во время галопа. Вплоть до второй половины XIX века художники изображали галопирующую лошадь с одновременно вытянутыми задними и передними ногами. Лишь с изобретением фотографии появилась возможность зафиксировать эти неуловимые движения. В 1887 году фотограф Эдвард Майбридж опубликовал серию снимков, показывающих отдельные фазы движения лошади во время галопа. И первым художником, воспользовавшимся этими снимками и правильно изобразившим галопирующую лошадь, стал импрессионист и большой поклонник скачек Эдгар Дега.

К списку картин Биография Продолжение