Искусство

История искусства



Не узнавший успеха


Сислей, стоявший у истоков импрессионизма и принимавший активное участие в самом движении, известен гораздо менее своих товарищей по "партии" (особенно - его ближайшего друга, Клода Моне), имена которых у всех на слуху.

Имя Сислея привычно ассоциируется с центральной провинцией Франции, с французским импрессионизмом, но в действительности Сислей был англичанином - англичанином, лишь трижды в жизни побывавшим на родине. Его отец, Уильям Сислей (1799-1879), и мать, Фелиция (1808-1866), приходились друг другу двоюродными братом и сестрой. Они происходили из старинного купеческого рода, издавна связанного с Францией (дед художника, например, возил в Англию парижские товары и был женат на француженке). В 1830-х годах Уильям окончательно осел во Франции. Поначалу он служил управляющим складами одной из торговых компаний, а затем основал собственное дело. Альфред, родившийся 30 октября 1839 года, был четвертым (и последним) ребенком в семье.

Этот фотопортрет Альфреда Сислея сделан приблизительно в 1892-94 гг. Он рос, окруженный заботой и лаской родителей. С его решением стать художником отец смирился (хотя ему это не особенно нравилось), назначив ему достойное содержание. В 1860 году двадцатилетний Сислей приступил к учебе в мастерской Ш. Глейра (1806-1874). С учителем Альфреду повезло - тот был мягок, внимателен, неагрессивен. Недостаток (на взгляд молодежи) же у Глейра был один - его приверженность академизму. В мастерской Сислей встретился и подружился с по-настоящему близкими людьми, составившими впоследствии ядро группы импрессионистов. Это были К. Моне, О. Ренуар, Ф. Базиль. В 1863 году все четверо покинули мастерскую Глейра, отправившись в автономное "плавание" - открывать новые художественные материки.

Сислей на фоне своих энергичных товарищей несколько стушевывался. Он, как вспоминал Ренуар, "был очаровательным существом, не способным возразить даже женщине". Ренуар не однажды писал своего приятеля - на этих портретах мы видим очень приличного молодого человека. Сислей без труда "уживался" в любой компании, с удовольствием играл в карты и на бильярде - другими словами, был "человеком, приятным во всех отношениях".

Что касается влияний, испытываемых молодым художником, то, по собственному признанию, он очень любил произведения "барбизонцев", что немудрено - Сислей изначально ощущал себя пейзажистом по преимуществу, что сближало его с художниками "барбизонской школы". Еще одно имя, которое следует назвать, - Камиль Коро (1796-1875). Сислей на всю жизнь сохранил привязанность к его творчеству, называя себя его наследником.

Ранние вещи Сислея - это тщательно прописанные виды пригородных лесов и деревенских улочек. В 1866 году две подобных работы были показаны в Салоне, но общая атмосфера официального Салона не удовлетворяет художника, и спустя несколько месяцев он - вместе со своими единомышленниками - организует оппозиционный Салон независимых, где зрители могли познакомиться с отвергнутыми официальным Салоном работами.

К этому времени относятся и существенные перемены в личной жизни Сислея. В середине 1860-х годов у него вспыхнул роман с натурщицей Эжени Лескузе (1834-1898). В 1867 году у любовников родился сын, Пьер, а в 1869 году - дочь, Жанна. Отец Альфреда, рассерженный "недостойным поведением сына, лишил его содержания. Сислей оказался на пороге нищеты. В сущности, такое положение продлилось до конца его жизни.

Портрет Уильяма Сислея (1864) работы Ренуара. Сислей очень любил своего отца; его смерть в 1879 году потрясла художника. Ренуар вспоминал о спутнице художника как об "очень чувственной, но слишком благовоспитанной" женщине". Ее портретов Сислей не писал - Эжени появляется на некоторых его полотнах в виде неясной фигуры на фоне пейзажа. В письмах Сислея упоминания о ней встречаются лишь косвенные - они довольно туманны. Таким образом, Эжени остается "непроявленным" персонажем в судьбе Сислея. Впрочем, одна ее отчетливая характеристика все-таки известна, но дал ее художник уже после ее смерти. "Когда у меня опускались руки, - вспоминал он, - моя добрая и отважная подруга всегда старалась поддержать меня, говоря: "Нужно сражаться до последнего"".

В 1870 году началась война с Пруссией, разбросавшая товарищей Сислея. Сплоченный круг на время распался. Для самого Сислея война имела катастрофические последствия. Она разорила его отца, и надежды на серьезное наследство растаяли как дым. Наступление прусских войск вынудило художника бежать из Парижа, бросив все свое имущество, в том числе и картины. Они пропали. Поэтому раннего Сислея мы знаем лишь по 17-ти работам, которые ему удалось продать до войны.

После войны Сислей вместе с семьей обосновался в Вуазене, рядом с городком Лувесьен, к западу от Парижа. С Вуазеном связан зрелый период творчества художника. Он без устали работал, всякий день выходя с мольбертом на берег Сены. Если же шел дождь или на улице становилось слишком холодно, Сислей писал, сидя возле высокого окна в своей мастерской. Летом 1874 года он совершил краткую поездку в Англию. Там он написал серию великолепных видов Хэмптон-корта. Вернувшись из Англии, Сислей перебрался в Марли, где написал еще одну свою серию - едва ли не лучшую. Темой для нее послужило наводнение 1876 года.

Активно он участвовал и в художественной жизни. Сислей был одним из главных организаторов групповой выставки импрессионистов (они тогда были объединены в "Акционерное общество художников-живописцев"; самого термина "импрессионисты" еще не существовало), состоявшейся в 1874 году. На ней он показал шесть своих работ, но они не вызвали интереса у критиков, писавших в основном о Мане и Писсарро. Его картины, вообще, не пользовались спросом, а так это был его единственный источник дохода, то Сислей в материальном отношении жил все хуже и хуже. Частая смена квартир была вызвана именно этим. В 1879 году он потерял отца. Перенесенные испытания наложили отпечаток и на творчество художника. Картины, которые он писал после этого, сильно потеряли в радостном ощущении бытия - по сравнению с работами периода жизни в Лувесьене и Марли.

С 1880 года и до самой смерти Сислей жил в Море-сюр-Луэн. Это было добровольное изгнание. Художник устал от борьбы за успех. Ему трудно было оставаться рядом со своими преуспевающими товарищами. Кажется, особенно он ревновал к славе своего ближайшего приятеля, Клода Моне. На фоне яркой манеры Моне работы Сислея смотрелись почти классическими, хотя на самом деле были правоверно импрессионистическими. Но в этих тонкостях тогда никто разбираться не хотел. Сислея охватила глубокая депрессия. С этого времени он перестал участвовать в выставках импрессионистов.

Впрочем, затворником он не жил. В Море художник завел массу необязательных знакомств. Кроме того, его навещали немногочисленные поклонники его дарования и молодые художники, обладавшие более зорким зрением на новое, нежели поверхностная художественная критика. Работал художник по-прежнему много. Не чурался он и эксперимента, написав ряд картин пастелью и создав несколько монументальных полотен, запечатлевших старинную церковь в Море.

Три летних месяца 1898 года он провел вместе с семьей в Корнуолле и на южном побережье Уэльса. В Кардиффе художник официально оформил свой брак с Эжени, после чего стал законным отцом своих детей. В новом качестве официального мужа своей жены он, к сожалению, пребывал недолго. В 1898 году его жена заболела раком горла. Болезнь протекала мучительно, и Сислей оставил живопись, чтобы ухаживать за Эжени. Он уже знал, что та же самая болезнь "съедает" и его самого. В январе 1899 года, похоронив жену, он пригласил Моне к себе в гости. Встреча старых друзей была горькой. Сислей попросил Моне позаботиться о Пьере и Жанне. Спустя неделю художник скончался и был похоронен рядом с Эжени на местном кладбище. На могилу положили тяжелый, покрытый мхом камень, привезенный в Море из столь любимого Сислеем леса Фонтенбло.
К списку картин Продолжение