Искусство

История искусства

Джон Сингер Сарджент



Родиной Джона Сарджента, сына американских эмигрантов, стала Флоренция. Он учился живописи в Париже, большую часть жизни провел в Лондоне, а приобрел всеевропейскую славу как самый выдающийся художник-портретист своего времени.

Джон Сингер Сарджент родился 12 января 1856 года в семье "странствующих американцев". Родителей Сарджента нельзя было назвать богатыми, однако они могли позволить себе путешествовать с детьми (в 1857 году у Фитцуильяма Сарджента и Мэри Ньюбольд Сингер родилась еще и дочь - Эмилия) по всей Европе.

Зимние месяцы семья Сарджентов проводила на юге, в Италии, а летом переезжала на север, в один из курортных городов Франции, Германии или Швейцарии. Разумеется, при такой жизни образование, которое получил Джон, не могло не быть поверхностным, но зато он с детства прекрасно владел всеми основными европейскими языками и говорил на французском, немецком и итальянском так же свободно, как и на родном английском.

Таким сосредоточенным и мрачным Сарджента видели немногие. На людях он всегда был предупредителен и дружелюбен. Джонни с детства мечтал стать художником. В октябре 1867 года, когда ему исполнилось одиннадцать лет, его мать писала своим родственникам в Америку, что мальчик "стал достаточно большим, чтобы наслаждаться произведениями искусства, которых так много в Старом Свете, и прекрасными пейзажами Европы. Джонни хорошо рисует, и если нам удастся найти подходящего учителя, из него может получиться маленький художник".

В 1874 году родители разрешили юному Джону поселиться в Париже, чтобы брать уроки у Шарля Эмиля Дюрана, который писал под псевдонимом Каролюс-Дюран, одного из самых модных портретистов того времени. В мастерской Каролюса-Дюрана 18-летний Сарджент сразу же зарекомендовал себя как необычайно одаренный ученик. Другой молодой американский художник, Джулиан Олден Вейр, познакомившийся с Сарджентом в 1874 году, писал о нем: "Это самый талантливый парень, которого я когда-нибудь встречал. Его рисунки по колориту и линии не уступают работам старых мастеров".

Вейр стал далеко не единственным другом Сарджента, у Джона всегда было много друзей и подруг - этому способствовали его скромность, доброжелательность и отсутствие профессиональной зависти к чьему-либо успеху. Но самым близким другом Джона, существом, которое было ему дороже всех на свете, на всю жизнь осталась его сестра Эмилия.

Учеником Каролюса-Дюрана Сарджент оставался до 1878 года. Ближе к концу курса он стал все реже бывать на занятиях мастера, в это время молодой художник начал посещать класс Леона Бонна в Школе изящных искусств.

В 1877 году Сарджент впервые увидел свою историческую родину - Соединенные Штаты - и полюбил ее трепетной любовью. Впоследствии он даже отказался от посвящения в английские рыцари, не желая терять звание гражданина Соединенных Штатов.

В 1876 году, еще не окончив обучения, Сарджент выставил свою картину в Салоне, крупнейшей художественной выставке, ежегодно проводившейся в Париже. А в 1881 году его полотно даже получило в Салоне медаль. Писал он в это время пейзажи, фигурные композиции, портреты (составившие ему столь громкую славу). Выставки и работа над заказами не мешали Сардженту почти непрерывно путешествовать. Вероятно, "бродячий ген" он унаследовал от своих родителей. В 1879 году художник совершил путешествие по Испании и Северной Африке, а в 1880 году побывал в Нидерландах. Эти поездки позволили ему увидеть вблизи горячо любимых им портретистов XVII века Диего Веласкеса и Франса Хальса.

Карьера Сарджента шла в гору вплоть до 1884 года, когда художник неожиданно оказался в самом центре скандала. Причиной его стал выставленный в Салоне портрет Вирджинии Готро, жены влиятельного французского банкира. Сарджент считал этот портрет одной из лучших своих работ, но публика была возмущена - портрет показался ей слишком откровенным. Мать Вирджинии обратилась к Сардженту с требованием немедленно снять картину, но художник отказался сделать это. Хотя портрет был выставлен под названием "Мадам X", узнать изображенную на нем Вирджинию Готро не составляло труда - эту красивую и, не скроем, тщеславную женщину хорошо знал весь Париж. Раздосадованный скандалом, Сарджент уехал в Лондон, где в начале 1886 года и решил поселиться окончательно. Во многом на это решение Сарджента повлиял пример его друга, американского писателя Генри Джеймса, который к тому времени уже несколько лет жил в английской столице. В 1887 году Сарджент арендовал дом на Тайт-стрит в Челси, а в 1900 году присовокупил к своим владениям еще и соседний дом.

Многим английским критикам работы Сарджента поначалу казались слишком вызывающими, слишком "французскими" по стилю. Гораздо большим признанием художник пользовался в Соединенных Штатах, которые он посетил в 1887-88 годах, - здесь у него не было отбоя от заказчиков. Во время этого визита, в январе-феврале 1888 года, в Бостоне с огромным успехом прошла первая персональная выставка Сарджента. Что же касается англичан, то их сердца Сардженту удалось завоевать лишь пять лет спустя. В 1893 году "Портрет миссис Хью Хэммерсли", выставленный в Новой галерее, и "Портрет леди Энью", показанный в Королевской Академии, заставили весь Лондон говорить о нем как о великом портретисте. Одна из знакомых Сарджента, Клементина Анструзер-Томпсон, писала своей подруге Виолетте Паже (печатавшейся под псевдонимом Верной Ли): "Лондон лежит теперь у его ног... Джон стал пользоваться здесь невероятным успехом". Триумф Сарджента увенчался его избранием в члены Королевской Академии художеств в 1894 году.

Сарджент был принят в высшем обществе, хотя никогда не чувствовал себя своим среди этих людей, - при том, что он был, по словам Генри Джеймса, "аристократом до мозга костей". Светская жизнь утомляла Сарджента, и, даже пользуясь огромным успехом, он оставался настолько застенчивым и скромным человеком, что порой даже стеснялся попросить достойную плату за свою работу.

Казалось, слава художника достигла своей высшей точки, но с 1907 года, несмотря на все уговоры, он все реже соглашался принять очередной заказ. В оставшиеся годы художник написал всего около полутора десятков портретов.

Последние двадцать лет своей жизни Сарджент напряженно искал себя в жанре пейзажа и фрески. В 1890 году он принял заказ на оформление здания новой Публичной библиотеки в Бостоне. Стены библиотеки Сарджент украсил серией фресок, написанных на исторические и религиозные сюжеты. Фрески были закончены только в 1916 году и оказались столь удачными, что Сарджент тут же получил новый заказ - с 1916 по 1925 год он трудился над фресками в Музее изящных искусств в Бостоне.

В 1918 году Сарджент открыл для себя еще один жанр живописи - батальный. Не стоит, наверное, напоминать, что причина такого счастливого для живописи открытия была печальной. Европа полыхала в огне Первой мировой войны. В 1919 году Сарджент закончил картину "Пораженные газами", которая считается одним из лучших произведений в истории всей мировой батальной живописи.

Свой шестидесятилетний юбилей Сарджент встретил, окруженный почитателями и увенчанный всеми мыслимыми лавровыми венками. Он был почетным членом сразу трех университетов - Кембриджского, Оксфордского и Йельского.

15 апреля 1925 года, за три дня до предполагаемого отплытия в Бостон, Сарджент умер во сне от сердечного приступа в своем лондонском доме. Художнику исполнилось 69 лет. Прах Сарджента был погребен на кладбище Броквуд в Уокинге, графство Суррей, а поминальная месса по нему прошла 24 апреля в Вестминстерском аббатстве, в Лондоне.
К списку картин Продолжение