Искусство

История искусства

Гвидо Рени



Благочестивый картежник


Гвидо Рени был в свое время настолько знаменит, что картины ему заказывали папа римский, могущественные кардиналы, короли и князья. Глубоко набожный человек, художник вместе с тем не мог совладать со своей страстью к игре в карты и кости.

    Гвидо Рени родился в Болонье 4 ноября 1575 года в семье регента местного кафедрального собора Даниэле Рени. У него, судя по некоторым свидетельствам, был брат, умерший в раннем детстве, - таким образом, Гвидо остался единственным ребенком Даниэле и его жены, Джиневры (в девичестве - Поцци). Отец видел сына продолжателем своего дела и давал ему уроки игры на клавесине, но, как писал первый биограф Рени, Карло Чезаре Мальвазиа (1616-1693), маленький Гвидо "не желал ничего, как только рисовать и лепить из глины, и выказывал редкие для столь нежного возраста способности".
Гвидо Рени
Эту картину некоторые исследователи считают автопортретом молодого Гвидо Рени. Существует еще несколько предполагаемых автопортретов художника. Впрочем, достаточно серьезных доказательств того, что они (включая и эту работу) написаны его рукой, никто привести не может.


    Даниэле Рени был знаком с фламандским живописцем Денисом Кальвартом (ок. 1540- 1619), который переехал на жительство в Италию еще в начале 1560-х годов. Мастерская художника находилась в доме его болонского покровителя, где регулярно устраивал музыкальные вечера и Рени - старший. Увидев рисунки Гвидо, Кальварт убедил его отца "отдать мальчика обучаться профессии, к которой столь сильно склоняется его натура", и предложил себя в качестве учителя.

    Рени проучился у фламандца около десяти лет. В январе 1594 года умер его отец. В том же году молодой художник покинул Кальварта, с которым у него начались трения. Рени раздражали меркантильность и скупость наставника - к тому же выявились и чисто художественные расхождения: юному живописцу не нравился холодный маньеризм Кальварта, его более влекла реалистическая манера письма. Поэтому выбор нового учителя (а точнее, учителей) был закономерен: Рени оказался в известной школе братьев Карраччи. Эта школа, открытая ими в 1585 году для распространения новых художественных идей, называлась вполне торжественно - "Академией вступивших на правильный путь". "Академию" братьев Карраччи Рени посещал три года, но, поссорившись с Лодовико Карраччи, покинул и ее.

    Его имя постепенно приобретало известность. Уже в 1598 году городские власти предложили ему (к предстоящему визиту в Болонью папы Климента VIII) написать фреску. Эта фреска, к сожалению, не сохранилась и известна нам лишь по письменным источникам. Кроме фрески, Рени к приезду папы выполнил ряд гравюр. Работы художника произвели большое впечатление на папское окружение. В 1600 году он получил престижный заказ от кардинала Сфондрато, который захотел иметь у себя копию знаменитой картины Рафаэля "Святая Цецилия" (1514-16). По словам Мальвазиа, живописцу "заплатили за картину очень большие деньги, а затем он был приглашен в Рим, где ему обещали поддержку и выгодные заказы".

    Документально подтверждено, что Рени в октябре 1601 года уже был в Риме. Следующие тринадцать лет его жизни связаны с этим городом. Впрочем, Болонью он не забывал, довольно часто навещая родные места. Так, известно, что с 1601 по 1606 год художник появлялся в Болонье не менее пяти раз - в том числе в январе 1603 года, когда отмечалась первая годовщина со дня смерти Агостино Карраччи. Другие приезды Рени были связаны с выполнением заказов - в частности, в один из таких приездов он написал "Избиение младенцев" (1611).

    В Риме мастер быстро добился признания. Среди его высокопоставленных заказчиков отметим кардинала Пьетро Альдобрандини (1571-1621), близкого родственника папы Климента VIII. Алтарный образ "Распятие св. Петра" (1604-05) написан именно для него. В этой работе особенно сильно ощущается влияние манеры Караваджо (1571-1610), живописные эксперименты которого взбудоражили тогдашний художественный мир. Подобно многим своим современникам, Рени был очарован мощью и глубиной новаторских работ Караваджо. Впрочем, период этого увлечения оказался недолгим, и, отдав ему должное, Рени стал работать в своей прежней стилистике, навеянной творчеством Рафаэля, братьев Карраччи и классической античной скульптурой.

    В могущественных покровителях у художника недостатка не было. Ему благоволили члены семьи Боргезе - кардинал Сципионе Боргезе (1576-1633) и его дядя Камилло Боргезе (1552-1621), ставший в 1605 году римским папой под именем Павла V. По заказу Павла V Рени создал свой единственный большой цикл фресок, "Житие Богородицы" (1610), а по заказу Сципионе Боргезе - прославивший автора плафон "Аврора" (1614). Впрочем, Рени не очень любил технику фрески и впоследствии крайне редко работал в этом жанре.
Болонская церковь Сан-Доменико, где похоронен Гвидо Рени.
Болонская церковь Сан-Доменико, где похоронен Гвидо Рени. В 1614 году, после своего возвращения из Рима, он участвовал в ее оформлении.


    В 1614 году художник вернулся в Болонью. Похоже, ему надоело спорить с папской "бухгалтерией" по поводу оплаты своей работы. Не нравился ему и темп, который задавали заказчики. Вел он себя иногда очень независимо. Известно, что когда папа пообещал золотую цепь тому художнику, кто первым распишет свой "участок" в капелле Паолина, Рени раздраженно заметил: "Разве мы лошади, чтобы давать приз тому, кто придет первым?"

    Возвратившись в Болонью, художник стал домоседом. Выполнять "иногородние" выгодные заказы он, как правило, посылал своих помощников, а то и вовсе отказывался от них. Историки искусства утверждают, что с 1614 по 1642 год (год смерти) Рени лишь трижды покидал Болонью - в 1627 и 1632 годах он ездил в Рим, а в 1621 году - в Неаполь. Поездка в Неаполь чуть не закончилась бедой. После того как слугу Рени сильно избили, пригрозив, что его хозяину, если он не уберется восвояси, будет и того хуже, - художник бежал из города. Подобные вещи были обыкновенными в те времена. От конкурентов избавлялись любыми (дозволенными и недозволенными) способами.

    Надо сказать, что и в Болонье местные живописцы на Рени поначалу неприязненно косились. Но несколько великолепных работ все расставили по своим местам. Среди этих работ выделим алтарный образ "Вознесение Богородицы" (1616-17), выполненный для церкви Сан-Амброджо в Генуе. Прежде чем отправиться в Геную, эта картина была выставлена в Болонье и вызвала восхищение зрителей. Среди них нашлось немало и собратьев Рени по ремеслу. Даже Лодовико Карраччи, с которым у нашего героя сохранялись натянутые отношения, признал, что его бывший ученик в этой работе "превзошел самого себя".

    Лодовико, последний из знаменитого семейства Карраччи, умер в 1619 году, после чего Рени возглавил славную школу болонской живописи. В конце 1620-х годов художник пережил очень тяжелый период. Поговаривали, что он тронулся умом. Мальвазиа пишет о том, что он впал в глубокую депрессию, все дни проводя в оцепенении, а по ночам неприкаянно бродя по улицам. К 1631 году мастер понемногу "пришел в себя".

    К этому времени слава Рени гремела по всей Европе. Деньги текли к нему рекой, и он мог бы стать очень богатым человеком, если бы не его страсть к азартным играм. Эта страсть - лишь одна из многочисленных странностей его натуры. Проигрывая огромные деньги в карты и кости, Рени был совершенно равнодушен к вину. Более того, азартные игры не мешали художнику оставаться глубоко верующим человеком. Он терпеть не мог, когда кто-нибудь клялся именем Божьим или отпускал двусмысленные шутки. Мастер часто анонимно жертвовал деньги на церкви, был скромен в одежде и неприхотлив в пище. Мальвазиа утверждает, что он "по всей видимости, был девственником. Даже находясь в своей мастерской наедине с обнаженными юными девушками, он оставался холодным как мрамор". Отметим, наконец, ужас, испытываемый Рени перед ведьмами, и страх быть отравленным, всю жизнь преследовавший его.

    Несмотря на его необычное поведение, Рени очень любили в Болонье, художественную славу которой он упрочил своими шедеврами. Когда 18 августа 1642 года художник скончался (в возрасте 66 лет) - об этом скорбел весь город. Рени похоронили с почестями, достойными видного государственного деятеля. Местом его упокоения стала одна из главных церквей Болоньи - базилика Сан-Доменико.
К списку работ Продолжение