Искусство

История искусства

Одилон Редон



Одилон Редон. Полевые цветы в высокой вазе


Полевые цветы в высокой вазе (ок. 1912) Музей Орсэ, Париж



Цветочные натюрморты - это особый отдел "натюрмортного" жанра. Они менее, чем какие-либо другие натюрморты, обязаны быть правдивыми. Еще старые голландские мастера позволяли себе собирать в одном натюрморте цветы, растущие в разных уголках света и распускающиеся в разное время. И все они изображались живописцами свежими и в полном цвету. Приблизительно так же поступал и Редон. Его цветочные композиции - это фантазии на тему цветов. Надо полагать, что художник следовал голландской традиции вполне сознательно. В Музее изящных искусств его родного Бордо имелась весьма неплохая коллекция голландской живописи, в которую, в частности, входили и цветочные натюрморты. Нет никаких сомнений в том, что в молодости Редон часто посещал этот музей, но в ту пору натюрморты его интересовали мало. Вспомнил он о них лишь через несколько десятилетий. И создал целую серию прелестных букетов, столь же правдоподобных, сколь и невероятных. В работе "Полевые цветы в высокой вазе" присутствуют вполне реальные цветы (дельфиниум, желтые и красные маки), так что с этой точки зрения натюрморт не противоречит действительности. Однако в интересах композиции Редон настолько идеализирует цвет и форму растений, что они становятся похожими более на фантастических бабочек, нежели на земные цветы. Особое значение придавал мастер и выбору сосуда для цветов. В данном случае ваза выступает как бы продолжением букета. Синие тона в ее основании перекликаются с синими цветами, а ее форма, плавная и текучая, "закругляет" весь натюрморт, придает ему завершенность и устойчивость.

Назад К списку картин Биография Продолжение