Искусство

История искусства

Первобытное искусство



Пещера Коске


Пещера Коске находится в департаменте Ардеш (Франция), на средиземноморском побережье, близ устья Роны, в нескольких километрах южнее Марселя. В 1985 г. аквалангист Анри Коске (Henri Cosquer) обнаружил под водой, на глубине 36 м проход, уходивший с пологим подъемом в толщу береговых осадочных пород. Неоднократно, заплывая в этот проход, он всякий раз возвращался, не добравшись до его конца. Наконец, в июле 1991 г. он доплыл до того места, где в 160 м от входа подводный коридор выходил внутрь пещеры, верхняя часть которой была выше "ватерлинии". На сухих стенах пещеры оказались красочные изображения. Вся французская и европейская пресса запестрела сенсационными сообщениями.

Первобытное искусство: Пещера Коске


На первый вопрос (как вход в пещеру оказался глубоко под водой?) ответ довольно простой. Около 10-9 тыс. лет тому назад закончилась эпоха последнего оледенения и началось таяние огромных ледников. Уровень мирового океана поднялся на 120 м по сравнению с ледниковым периодом. В то время, когда пещера посещалась древними людьми, вход в наклонный коридор был не только не под водой, а почти на 80 м выше береговой линии и на расстоянии в 11 км от нее вверх по склону.

На другой вопрос (какова древность живописи?) ответ был получен вскоре после ее обнаружения. Подсчет числа атомов радиоактивного углерода в соскобах краски показал, что возраст самых ранних изображений (отпечатки ладоней, сделанные черной краской на основе угля) около 28 тыс. лет, а самых поздних - около 18 тыс. лет (изображения лошадей, козлов, тюленей и, по-видимому, пингвинов, которые жили здесь в ледниковый период).

Первобытное искусство: Пещера Коске


Живопись пещеры Коске еще долго будет находиться в стадии изучения. Без акваланга и высокого уровня мастерства в подводном плавании доступ в пещеру невозможен. Летом 1992 г. здесь погибли трое любителей подводного плавания. После этого печального инцидента, вход в подводную пещеру был закрыт, а вдоль всего коридора оборудована линия жизнеобеспечения. Пока здесь побывали только отдельные специалисты. Декретом министра культуры образована специальная комиссия по изучению пещеры Коске во главе с известным авторитетом по палеолитическому искусству, главным хранителем службы национального наследия Жаном Клоттом. На снимке вы видите археолога-аквалангиста Жана Куртэна (слева), и открывателя пещеры Анри Коске.

Жан Клотт и Жан Куртэн написали и издали книгу "La grotte Cosquer" и ее английскую версию "The Cave beneath the Sea" c большим количеством прекрасных фотографий Антуана Шэнэ.

Существо, представленное на рис.1, поначалу вызвало некоторое недоумение среди специалистов. Некоторые любители экзотических трактовок даже предполагали, что здесь изображен динозавр. По результатам опубликованной в журнале "Antiquity" полемики между Франческо д'Эррико из Туринского университета и Джоан Макдоналд из Калгари можно считать, что перед нами либо бескрылая гагарка (Great Auk), обитавшая в те времена в Средиземном море, либо одна из разновидностей пингвина.

Первобытное искусство: Пещера Коске


Один из самых популярных персонажей палеолитического искусства это - лошадь. Бизон, мамонт и лошадь составляют подавляющее большинство в анималистическом репертуаре образов пещерной живописи. В пещере Коске есть 36 изображений (рис.2), несомненно принадлежащих семейству эквидов и еще несколько плохо распознаваемых животных того же вида: тарпаны, лошади Пржевальского и др. В отличие от современной, дикая лошадь была более низкорослой, короткоголовой и в то же время более массивной. Шерсть ее была намного гуще, что способствовало существованию в холодном климате ледникового периода. На палеолитических стоянках много костей дикой лошади. Видимо охота на нее была менее опасной, чем на быка и поэтому более предпочтительной. Эдуард Пьетт считал, что на некоторых изображениях лошади взнузданы или привязаны. На этом основании он высказал предположение, что лошадь была приручена еще в эпоху верхнего палеолита. Анри Брейль и Эмиль Картальяк не поддержали эту идею, но спустя много лет, уже в наше время, ее пытается возродить Пол Бан на основании специфических повреждений зубов палеолитических лошадей. Однако наиболее достоверные сведения о доместикации лошади все же относятся к значительно более позднему времени - к энеолиту.

назад оглавление первобытное искусство вперед