Искусство

История искусства

Первобытное искусство



Пещера Капова


Капова пещера (Шульган-Таш). Как и во многих других подобных случаях, сама пещера известна очень давно. В 1760 г. она была уже описана П.И.Рычковым в одном из его историко-географических сочинений о Приуралье. С пещерой связано много местных преданий и легенд, отмеченных В.И.Далем. Внимание археологов было привлечено к ней только после 1959 г., когда зоолог А.В.Рюмин обнаружил на стенах пещеры палеолитические изображения. Cреди них хорошо распознаются мамонты, носорог, бизон и лошади. Первые исследования живописи были проведены О.Н.Бадером, который установил, что она относится к заключительной стадии древнекаменного века (верхний палеолит).

Первобытное искусство: Пещера Капова


В пещере два уровня полостей - два "этажа". Некоторые из этих полостей получили названия "залов". На первом этаже Купольный зал, зал Знаков, зал Хаоса, на втором - зал Рисунков. Красочные фигуративные изображения находятся, в основном, в верхнем уровне и, на довольно значительном расстоянии от входа, как и в большинстве верхнепалеолитических пещер. Раскопки выявили культурный слой, в котором были найдены разрозненные кости диких животных, в том числе вымерших, например, пещерного медведя.

Первобытное искусство: Пещера Капова


Наряду с различными другими находками, свидетельствующими о деятельности человека, здесь были найдены многочисленные комки той же самой охры, которая использовалась для приготовленя краски. Среди находок была также и небольшая глыба известняка, отвалившаяся в древности от стены и сохранившая на одной из своих плоскостей часть красочного изображения мамонта. Собранный в культурном слое древний древесный уголь позволил получить абсолютную дату - 14680 ± 150 лет тому назад.

Первобытное искусство: Пещера Капова


назад оглавление первобытное искусство вперед