Искусство

История искусства

Пуссен



Пуссен. Танец в честь Приапа


Танец в честь Приапа (ок. 1638)



Поверяя алгеброй гармонию
Никола Пуссен не раз повторял, что восприятие любого произведения искусства требует напряженной работы мысли. Рассудок играет первейшую роль и в работах самого мастера. Место каждой детали (для Пуссена не было "второстепенных деталей") в композиции продумано и выверено. Все упорядочено и неотменимо. В этом - сила зарождающегося классицизма. Но в этом - и его слабость. Ибо подчинить искусство раз и навсегда установленным правилам можно, лишь иссушив и умертвив его. Для творческого метода Пуссена его теория была органична. Но с течением времени она обрела черты прокрустова ложа. Все, что выходило за ее рамки, - безжалостно отсекалось. И отсекалось, увы, именно живое. На ложе оставался "идеальный обрубок". Росток классицизма, взлелеянный Пуссеном, принес плоды, которые не смогли утолить жажду гармонии.

Назад К списку картин Биография Продолжение