Пуссен
Танец под музыку Времени (1638-40), Собрание Уоллес, Лондон
Как легко догадаться из названия картины, перед нами - аллегория человеческой жизни. Четыре танцующих фигуры
олицетворяют четыре стадии земного пути человека. Но напрасно зритель ждет увидеть перед собою Детство, Юность, Зрелость и
Старость. Такое распределение ролей было бы привычным, но Пуссен идет иным путем. Он начинает "линию жизни" Бедностью (босоногий
юноша), ведет ее через Труд к Богатству, затем к Наслаждению. И, замыкая круг, вновь возвращает ее к Бедности.
Остальные детали и фигуры, присутствующие на полотне, вполне традиционны. Слева помещена статуя двуликого бога
Януса, смотрящего одновременно и в прошлое, и в будущее. У постамента сидит младенец, забавляющийся пусканием мыльных пузырей
(расхожий символ быстротечности жизни). Справа - легко узнаваемый крылатый Хронос. Под звуки его музыки танцоры исполняют свой
танец. У ног Хроноса расположился другой младенец. Он держит в руках песочные часы, отсчитывающие мгновения человеческой жизни.
Пуссен работал над этим полотном довольно долго, переписывая по несколько раз многие детали. Наибольшей
переработке, как показало исследование картины в рентгеновских лучах, подверглось Наслаждение, изображенное в виде лукаво глядящей
на зрителя женщины в синей тунике. Сначала Пуссен убрал ее голову павлиньими перьями (которые традиционно считаются аксессуаром
Расточительности). Затем - видимо, не желая слишком загромождать символами пространство картины, - он ликвидировал перья, заменив
их венком из роз. Вообще, сравнительно с первоначальным вариантом, фигура Наслаждения предстала перед зрителем в более скромном
виде. Пуссен старательно "заретушировал" неприкрытые сладострастие и чувственность, сквозившие в ней. Эти черты не исчезли и в
конечном варианте, но теперь они как бы отошли на второй план, а сам образ стал, если можно так выразиться,
"обобщенно-гедонистическим". Переписывал художник и складки туники. Они выглядят более статичными, чем предполагалось изначально.
Любопытен метод, с помощью которого Пуссен создал фактуру, позволяющую наилучшим образом передать эффекты
освещения. В тех местах полотна, где это было необходимо (а это было необходимо почти везде), мастер накладывал краску не кистью,
а большим пальцем, "придавливая" ее к влажному грунту.
К списку картин | Биография | Продолжение |
Похожее
Рогир ван дер Вейден
Веронезе (Паоло Кальяри)
Ян Вермеер