Искусство

История искусства

Эдвард Мунк



Помнивший о смерти

Безрадостное детство всегда давало о себе знать в творчестве Эдварда Мунка. Именно там, в детстве, нужно искать истоки той тревоги (временами напоминающей отчаяние), которая пронизывает его работы, становясь характерной особенностью стиля.

Эдвард Мунк родился 12 декабря 1863 года на юге Норвегии. Семья была многодетной - помимо Эдварда, в ней было еще четверо детей. Отец Мунка, Кристиан, происходил из культурной среды; предки матери художника, Лауры, крестьянствовали и рыбачили. Вскоре после рождения мальчика семья переехала в столицу страны, Христианию (в 1924 году ее переименовали в Осло). Доктор Мунк поселился в бедном квартале, имея небольшую практику. В сущности, он бедствовал. Беда не приходит в одиночку - семью Мунков настиг туберкулез. В 1868 году чахотка свела в могилу мать Мунка (ей было всего 33 года), а в 1877 году - его старшую сестру Софи.

Доктор Мунк после этого все свои помыслы обратил к религии. Но пережитые испытания не прошли даром - страстная молитва сменялась у него вспышками страшного гнева. В глубокой старости художник вспоминал: "Болезнь, сумасшествие и смерть были черными ангелами, слетевшимися к моей колыбели, чтобы сопровождать меня на протяжении всей жизни. Я рано узнал о том, что такое вечные муки и что поджидает грешников, попавших в ад... Когда отец наказывал нас, он становился совершенно безумным от ярости".

Эта фотография Мунка сделана в 1943 году, за несколько месяцев до его смерти. Лучиком света в безрадостном детстве Эдварда стала его добрая тетушка Карен, младшая сестра покойной матери. Именно она взяла на себя заботу об осиротевших детях. Карен была художницей-самоучкой и заразила своей увлеченностью отпрысков доктора Мунка. Окончив в 1879 году школу, Эдвард некоторое время учился на инженера, но в конце концов решил посвятить себя живописи. Отец воспротивился этому, считая подобное занятие ненадежным в материальном смысле и недостойным, с христианской точки зрения. Эдвард все-таки настоял на своем. В 1881 году он поступил в Королевскую школу рисования, где провел два года.

Но живописи он учился не столько в школе, сколько у ведущего норвежского художника того времени Кристиана Крога. Одновременно юноша окунулся в жизнь молодых живописцев и писателей Христиании, старательно копировавших стиль парижской богемы. Сам Мунк впервые посетил Париж в 1885 году. Там он познакомился с творчеством импрессионистов и постимпрессионистов, сильно повлиявших на становление начинающего художника.

Вернувшись из Франции, Мунк написал свою первую картину ("Больной ребенок"), открывшую публике оригинального мастера. Сюжетом для этой работы послужила смертельная болезнь сестры Мунка Софи. Как все новое, картина вызвала неприятие художественной критики, привыкшей к более традиционному письму. Показанная на выставке в Христиании в 1886 году, она подверглась огульному шельмованию. Один из "судей" отмечал, - что "Болыюй ребенок" представляется ему "бессмысленным нагромождением цветовых пятен"; другой иронизировал: "Самой большой услугой, оказанной художнику Э. Мунку, было бы обойти его картины молчанием".

Впрочем, уже спустя три года оценки поменялись, и персональная выставка Мунка обернулась полным успехом. Результатом этого успеха стало направление художника на учебу в Париж. Следующие три года он жил во французской столице. Сначала Мунк поступил в мастерскую знаменитого Леона Бонна, но, найдя его уроки слишком консервативными, покинул своего учителя. Около этого времени он получил известие о скоропостижной смерти отца, испытав сильнейшее потрясение. Несмотря ни на что, своего отца он преданно любил.

В 1892 году Мунку предложили показать свои работы в Берлине. Это событие стало поворотным пунктом в его жизни. Выставка вызвала такую бурю негодования, что уже через неделю ее закрыли. Но за это время у Мунка успели появиться не только враги, но и поклонники, а сам скандал лишь усилил интерес к нему. Мунк обнаружил, что в Германии его знают лучше, чем у себя на родине. Это было решающим аргументом для того, чтобы обосноваться в Берлине. Шестнадцать его немецких лет стали самым плодотворным периодом в жизни художника.

Этот период ознаменовался созданием серии картин под общим названием "Фриз Жизни". Полотна, составившие незавершенную серию, объединяла лишь общая тема, которую Мунк определил как "поэзия Жизни, Любви и Смерти". Несколько его самых известных картин (в том числе и "Крик") являются частью "Фриза Жизни". В это время он часто и широко выставлялся, завоевывая все большее признание среди современников. В 1899 году Норвежская национальная галерея приобрела одну из его работ. Это означало, что и родина, наконец, повернулась лицом к своему талантливому сыну.

Личная жизнь Мунка при этом не отличалась благополучием. Он часто испытывал денежные затруднения, много пил. Не слишком складывались и его отношения с женщинами. Высокий, красивый, он привлекал их внимание, но не желал обзаводиться семьей, опасаясь передать своим детям наследственный туберкулез и психическую неуравновешенность. Самым серьезным стал роман художника с Туллой Ларсен, дочерью преуспевающего норвежского торговца. Они познакомились в 1898 году и были вместе четыре года. Разрыв чуть не окончился трагедией. Когда Мунк объявил о своем желании уйти, Тулла выхватила пистолет, чтобы покончить с собой. Мунк бросился отнимать оружие, случайно нажал на курок и прострелил себе средний палец левой руки. Впоследствии эта рана давала о себе знать, затрудняя художнику его работу.

Беспорядочный образ жизни довел Мунка до глубочайшей депрессии. В 1908 году ему пришлось провести восемь месяцев в копенгагенской клинике. После лечения художник возвратился в Норвегию. Теперь это был совершенно другой человек. Сторонясь слишком панибратских отношений с подсознанием, он почти насильно культивировал в себе просветленный взгляд на мир. Возможность продемонстрировать свой новый подход к живописи представилась Мунку, когда он получил большой заказ на создание монументальных работ для Актового зала университета в Христиании. Формулируя цели работы, Мунк писал об образах, в которых "особенности норвежского характера сочетались бы с общечеловеческими ценностями, создавая ощущение величия и вечности".

Фрески были закончены и установлены в 1916 году. В том же году Мунк купил большой дом в Экели, пригороде Христиании. Здесь он жил до самой смерти. За большой вклад в развитие национальной культуры правительство Норвегии в 1908 году наградило художника орденом святого Улафа.

Работать Мунк не прекращал до последних дней своей жизни. Жил он совершенно замкнуто и, на сторонний взгляд, однообразно, занимаясь лишь живописью и любимым садом. К своему 70-летию художник стал кавалером французского ордена Почетного легиона. В том же году вышли две книги, посвященные творчеству Мунка. Автором одной из них был сын Поля Гогена. В 1930-е годы у Мунка возникли проблемы со зрением, из-за чего он сильно страдал. По причине глазной болезни ему пришлось отказаться от престижного заказа на создание фресок для ратуши в Осло.

В 1940 году Норвегию оккупировали немцы. Фашисты относили творчество Мунка к "дегенеративному искусству". Его картины изъяли из норвежских музеев. Впрочем, оккупанты пытались использовать в пропагандистских целях авторитет художника, однако он наотрез отказался сотрудничать с ними.

19 декабря 1943 года неподалеку от дома Мунка взорвался склад боеприпасов. Взрывной волной выбило все стекла. Художник сильно простудился. Простуда переросла в бронхит, с которым старый организм уже не справился. Мунк скончался 23 января 1944 года в возрасте 80 лет.
К списку картин Продолжение