Искусство

История искусства

Моро



Моро. Явление


Явление (ок. 1876), Лувр, Париж



    Эта картина Моро - необычная трактовка библейской сцены, в которой прекрасная Саломея танцует перед царем Иродом, обещавшим за этот танец исполнить любое ее желание. По наущению матери Иродиады Саломея попросила у царя голову Иоанна Крестителя. Так царица хотела отомстить Предтече, осудившему ее брак с Иродом.
    В шедевре Моро голова Иоанна Крестителя представлена как видение, явившееся Саломее в ореоле небесного света. Некоторые критики считают, что на картине изображен момент, предшествующий усекновению главы Иоанна Предтечи, и, таким образом, Саломея видит последствия своего поступка. Другие полагают, что сцена, которую изобразил художник, происходит после казни святого. Как бы то ни было, но на этом темном, насыщенном деталями полотне мы наблюдаем, как потрясена Саломея плывущим по воздуху жутким призраком.
    Глаза Иоанна смотрят прямо на Саломею, а по длинным волосам Предтечи стекают на пол густые струйки крови. Его отрубленная голова парит в воздухе, окруженная ярким сиянием. Этот ореол состоит из радиальных лучей - так писали сияние в Средние века и в эпоху Возрождения, - именно острые лучи еще сильнее подчеркивают тревожную атмосферу картины.
    Поклонник творчества Моро, писатель Гюисманс, увидев в Салоне 1876 года "Саломею" и "Явление", был так очарован картинами, что посвятил им целую главу своего романа "Наоборот". "Гюстав Моро пренебрег евангельским рассказом и представил Саломею в сверхъестественном и необычном виде", - писал Гюисманс, передавая восторг своего героя от танца Саломеи, и продолжал, подробно описывая картину "Явление": "Злодейство свершилось. Теперь палач стоит безучастно, сложив руки на эфесе залитого кровью меча. Голова Предтечи возносится с блюда, покоящегося на плитах пола. Глаза тусклы, лицо побелело, рот приоткрыт и безжизнен, шея в багровых каплях крови. Вокруг головы - мозаичный нимб. Он озаряет своды, бросает отсвет на жуткое вознесение, и, словно прикованный к плясунье, остекленевший взгляд вспыхивает. Саломея взмахом руки как бы отгоняет видение, но оно заворожило ее, и плясунья застыла,- зрачки расширены, рука инстинктивно поднята. Сияние от главы Предтечи высветило все грани драгоценностей Саломеи. Камни ожили и, вдохнув свет в женское тело, зажгли его. Страшная голова вся в крови, пурпурные капли свисают с брады и волос. Она видима одной Саломее. На акварели Саломея предстала более чем реальной - созданием горячим и жестоким..." Для автора этих строк Саломея в интерпретации Моро не просто лицедейка, танцем бедер завлекающая старца Ирода, а "божество, богиня вечного исступления, вечного сладострастия".
    Моро написал целый ряд картин на этот сюжет (см. далее). Большинство из них было создано в его мастерской под впечатлением страха, пережитого художником во время франко-прусской войны и событий Парижской Коммуны. Вероятно, одна из целей, которую преследовал Моро, обращаясь к этой библейской истории, заключалась в том, чтобы провести параллель между безвольным царем Иродом и тогдашним правителем Франции Наполеоном III.

К списку картин Биография Продолжение