Искусство

История искусства

Русская портретная миниатюра


В. Боровиковский. Портрет поэта В. Капниста. Масло, кость.  Начало 1790-х годов.

Г. Мусикийский. Портрет Петра I. Эмаль на золоте. 1721.

П. Росси. Портрет скульптора И. Мартоса. Акварель, гуашь, кость. 1813.
Среди разнообразных экспонатов, которые можно видеть на выставках Отдела истории русской культуры Государственного Эрмитажа, не сразу привлекает внимание небольшая витрина с миниатюрными портретами на эмали, исполненными более 250 лет тому назад. Но уж если вы остановитесь перед ней, то задержитесь надолго, завороженные маленькими изображениями, переливающимися всеми цветами радуги, подобно драгоценным камням.

Вот одна из миниатюр - портрет Петра I. Он стоит, опираясь на ствол пушки, с синей лентой ордена Андрея Первозванного и в малиново-красной мантии, подбитой горностаем. За ним река Нева, а на противоположном берегу мае-' сивные стены и золотистый шпиль колокольни Петропавловской крепости. Справа - первая площадь Петербурга тех лет - Троицкая, с небольшой церковью и зданием Гостиного двора.

Миниатюра создана в 1723 году, вскоре после окончания многолетней Северной войны. Выход к Балтийскому морю ознаменовался основанием в 1703 году Петербурга, ставшего столицей Русского государства, и миниатюра как бы отметила 20-летие нового, только что основанного города.

Кто же ее автор и что такое вообще миниатюра на эмали? Как создавались эти маленькие изображения, не превышавшие 3 - 6 сантиметров в диаметре?

Впервые они появились в России только на рубеже XVII- XVIII веков. Историки обычно связывают их появление с именем Петра I. В 1698 году, когда Петр находился в Англии, ему представили известного миниатюриста Шарля Буата, который выполнил несколько его миниатюрных портретов. Можно понять, чем привлекли они царя: удивительной тонкостью исполнения, схожестью с оригиналом,чистотой и прозрачностью красок.

Вернувшись на Родину, Петр I приказал мастерам Оружейной палаты овладеть неизвестным в России ремеслом. Но царская воля так и осталась бы лишь волей, если бы не было на Руси искусных мастеров финифтяного дела (так называли тогда эмаль), в течение нескольких столетий славившихся изделиями прикладного характера - кубками, чашами, ларцами, окладами церковных книг, украшенных эмалью.

Создание миниатюр на эмали требовало большой подготовки, знаний свойств различных красок, их изменений при обжиге. Малейшее отклонение от строгой последовательности в работе, минутная передержка в процессе обжига могли привести к безнадежной порче миниатюры.

В чем особенности эмалевых красок? Основной состав финифти - белый или серый стекловидный сплав в виде порошка, так называемый плавень (пережженные олово и свинец в смеси с толченым стеклом и частями поташа, натрия, серы), в который затем добавлялись окиси металлов, дававшие тот или иной цвет. Например, добавление окиси меди давало сине-зеленые или бирюзовые тона; при добавлении золота получали оттенки розового, карминного, фиолетового; а окиси олова - белые или желтоватые.



Миниатюры:

В. Боровиковский. Портрет поэта В. Капниста. Масло, кость. Начало 1790-х годов.

Г. Мусикийский. Портрет Петра I. Эмаль на золоте. 1721.

П. Росси. Портрет скульптора И. Мартоса. Акварель, гуашь, кость. 1813.
Продолжение