Искусство

История искусства

Ян Алоизий Матейко



Ян Алоизий Матейко: Конституция 3 мая


Конституция 3 мая (1891), Королевский замок, Варшава


В "Конституции 3 мая" Матейко вновь обратился к идее соединения в отдельно взятом моменте множества сюжетных линий развития польской истории. В данном случае наиболее подходящим для этой цели сюжетом художнику показался момент перехода послов Сейма из Зала заседаний в костел Св. Яна. Вдоль по улице по направлению к костелу движутся, окруженные приветствующей их толпой, творцы и сторонники Конституции. Процессию возглавляет король Станислав Август Понятовский, чуть поодаль от него идет автор реформы, образования Гуго Коллонтай. Позади (и здесь Матейко не отступил от данных, сообщенных в хрониках) послы несут на своих плечах двух маршалов сейма - Станислава Малаховского и Казимира Нестора Сапегу. Шествие замыкают: Станислав Сташиц и Анджей Замойский. Последний увлекает за собой крестьянина-зеваку из толпы. Среди представленных на картине свидетелей данного исторического события находятся и так называемые фигуры-комментарии -образы, призванные незаметно и ненавязчиво подчеркнуть авторское отношение к случившемуся. В "Конституции 3 мая" исследователи находят как минимум две подобные фигуры: это красноречиво жестикулирующий старый еврей (в правом нижнем углу) и ксендз Хофбауер (у нижнего края картины, слева). Считается, что эти фигуры показывают критическое отношение художника к изображаемому событию. Матейко в самом деле был убежденным консерватором, противником либеральных положений Конституции.
Назад К списку работ Биография Продолжение