Мазаччо
Троица (1426-28), Церковь Сайта Мария Новелла
Мазаччо представляет образ Троицы так, как это было принято в традиции Ренессанса, где Бог-Отец изображался в виде
седобородого патриарха, сидящего на престоле позади и над распятым Сыном, поддерживая Его крест вытянутыми руками. Над головой
Христа в виде голубя парил Святой Дух.
Такой образ, известный как Престол Искупления или Престол Спасения, получил широкое распространение во
флорентийской живописи XIV века. Однако шедевр Мазаччо отличается некоторыми особенностями. Во-первых, никто прежде не создавал
столь монументальный по размеру образ. Во-вторых, Мазаччо написал Бога-Отца стоящим, чем, возможно, хотел приблизить к нему
священника, служащего мессу и совершающего евхаристию. Между тем до Мазаччо Бог-Отец изображался сидящим на престоле, как мы
видим это, например, на картинах Нардо ди Чоне.
"Троица" - одна из первых в истории мировой живописи работ, в композиции которой были применены законы линейной
перспективы, создающей иллюзию трехмерного пространства. Архитектурная рамка картины выдает здесь сильное влияние Брунеллески, а
многие исследователи считают даже, что тот принимал непосредственное участие в создании фрески.
Под сводом массивной арки художник написал фигуры Святой Троицы. По сторонам распятия стоят Богородица и апостол
Иоанн, а за пределами священного пространства, вне арки, - два коленопреклоненных. Скорее всего, это портреты людей, заказавших
Мазаччо картину Ниже изображена гробница с надписью, обращенной к каждому из зрителей: "Я был как вы, и вы должны стать как я".
Таким образом, гробница напоминает нам о неизбежности смерти, а образ Троицы рождает веру в спасение души.
Эта фреска одной из первых была создана с помощью картонов - больших, полномасштабных рисунков, их прикладывали
к стене, а затем обводили контуры деревянным стилом. Как и в случае с любой фреской, написанной по свежей штукатурке, несмотря на
то, что картина плохо сохранилась, исследователи могли установить, сколько времени художник продолжал работу. В данном случае
Мазаччо потребовалось 28 дней (именно столько раз добавлялись участки свежей штукатурки). Больше всего времени он потратил на то,
чтобы написать головы и лица.
Образы Святой Троицы
В христианской культуре существовало несколько традиций изображения Бога-Отца, Бога-Сына и Бога-Святого Духа.
Менялись эпохи, а вместе с ними и визуальное представление Троицы.
Учение о Троице, то есть представление Бога как триединства Отца, Сына и Святого Духа, является одним из
краеугольных камней христианской веры. Впервые о Троице как о Боге, едином в трех лицах, говорится в Евангелии от Матфея.
Воскресший Христос посылает своих учеников-апостолов на проповедь со словами: "Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя
Отца и Сына и Святаго Духа".
В средневековой живописи образ Бога-Отца имел символический смысл. Это было связано с тем, что церковь не
позволяла художникам писать то, что невозможно увидеть. Тогда же сложилась традиция изображать Троицу в виде трех сплетенных колец
или в виде трилистника. Особенно часто такие трилистники появлялись на церковных витражах.
Позднее художники начали изображать Троицу в виде трех человеческих фигур. Например, на иконе Андрея Рублева
Троица представлена тремя ангелами. Реже образ Троицы был выражен фигурой Бога-Отца, сидящим по его правую руку Сыном и парящим
между ними в виде голубя Святым Духом. На гравюре Дюрера Бог-Отец сам поддерживает тело снятого с креста Сына. Эта сцена имеет
много общего с распространенными в эпоху Возрождения пьетами - живописными или скульптурными композициями, изображающими
оплакивание Христа.
К списку картин | Биография | Продолжение |
Похожее
Рогир ван дер Вейден
Веронезе (Паоло Кальяри)
Ян Вермеер