Первые статьи в поддержку Мане, автором которых был Золя, появились в 1865 году. Постепенно Золя сменил Бодлера, стоявшего тогда на
краю могилы, в роли защитника и "разъяснителя" его картин. В 1867 году он написал текст буклета, выпущенного к персональной
выставке Мане. Этот текст стал первой попыткой серьезного анализа творчества художника. Золя высоко ценил Мане за его
приверженность реализму. И художника, и писателя одинаково интересовали детали, подробности, оттенки чувств. Сближала их и стойкая
привязанность к японской гравюре и испанской живописи.
Портрет Золя вызвал неоднозначную реакцию критиков. Художника обвиняли в том, что он спутал жанры, представив в виде портрета
типичный натюрморт. Однако "модели" работа понравилась, чего не скажешь о самом процессе позирования. "Я помню эти долгие часы, -
вспоминал позже Золя. - Мои ноги и руки немели... Иногда я бросал жалобный взгляд на художника и видел отрешенное лицо человека, с
головой ушедшего в свою работу. Было очевидно, что он забыл обо мне. Он вообще забыл, что это я, и писал меня так, как писал бы
любое другое живое существо, - с мастерством и сноровкой, каких мне еще не доводилось видеть".
Похожее
Рогир ван дер Вейден
Веронезе (Паоло Кальяри)
Ян Вермеер