Эта работа была выставлена в Салоне 1865 года и подверглась еще более жестокой критике, чем "Завтрак на траве", вызвавший громкий
скандал двумя годами ранее. "Страшилище", - издевательски писал о картине один из критиков. "Пиковая дама, только что вылезшая из
ванны", - вторил ему другой. Если говорить о композиционных принципах, то "Олимпия" и "Завтрак на траве" - произведения одного
ряда. Это почти "постмодернистское" обыгрывание старых сюжетов. Композиционно Мане следовал здесь "Венере Урбинской" Тициана,
которую копировал в юности во Флоренции. Позировала художнику одна из его любимых натурщиц, Викторина Меран (она же была моделью, и
когда он писал "Завтрак на траве"). Такой подход к известной работе старого мастера вызвал много споров. Посетители Салона привыкли
к тому, что обнаженными изображались только богини или аллегорические фигуры. Картина Мане нарушала это правило, да и само ее
название - "Олимпия" - вызывало очевидные "современные" ассоциации. Этим именем часто называли проституток в литературе того
времени. "Скандальную" ассоциацию еще более уточняло присутствие на картине служанки с букетом цветов. Подобные букеты традиционно
подносили дорогим куртизанкам их клиенты.
Похожее
Рогир ван дер Вейден
Веронезе (Паоло Кальяри)
Ян Вермеер